Закон о внеурочной деятельности
Как скоординировать работу группы продленного дня ивнеурочную деятельность? Обязательно ли должен посещать ребенок все десять часов внеурочной деятельности? Как может быть организован мониторинг физического развития школьников в программе «Здоровье»? Как организовать внеурочную деятельность в сельской школе, если отсутствуют специалисты? На эти и другие вопросы педагогических работников школ Ярославской области отвечает начальник отдела развития общего и дополнительного образования Департамента образования Ярославской области Алевтина Валентиновна РЕПИНА.
1. Как скоординировать работу группы продленного дня и внеурочную деятельность?
— Занятия по внеурочной деятельности могут проводиться по субботам (один вариант), либо в течение недели по отдельному расписанию. В должностную инструкцию руководителя группы продлённого может быть включено сопровождение детей на занятия. Расписание работы группы продлённого дня составляется отдельно с учётом перерывов для занятий по внеурочке.
2. Внеурочная деятельность должна проводиться в строго определённое время (например, с 13.00 до 15.00) или нет?
— Внеурочная деятельность проводится по утверждённому руководителем учреждения расписанию занятий. Время определяет учреждение по согласованию с родителями, так как детей в первом классе родители встречают и провожают.
3. Обязательно ли посещение ребенком всех 10 часов внеурочной деятельности? И возможно ли, что он вообще не будет участвовать в ней по семейным обстоятельствам?
— Если ребенок посещает занятия в специализированных учреждениях дополнительного образования детей (музыкальная школа, спортивная школа), то по данным направлениям он может не посещать внеурочные занятия в школе. Составляется индивидуальный маршрут ребенка с учетом посещения других учреждений и учетом всех направлений, определенных во внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС родители должны быть ознакомлены с результатами, которые должны быть достигнуты при выходе ребенка из начальной школы. Данные результаты возможно получить только через организацию урочной и внеурочной деятельности. Отказ может быть по состоянию здоровья ребенка (например, высокие нагрузки, особый режим питания и др.).
Отказ оформляется письменно и мотивируется.
4. Можно ли привлекать специалистов учреждений дополнительного образования к организации внеурочной деятельности учащихся, и на каких условиях?
— Специалистов дополнительного образования не только можно, но и необходимо привлекать для организации внеурочной деятельности на договорной основе либо на условиях совмещения. Оплату производит школа.
5. Все ли 5 направлений внеурочной деятельности должны быть представлены в учебном плане, или достаточно выбрать 1–2, но в большем количестве часов?
— Все направления внеурочной деятельности должны быть представлены в основой образовательной программе учреждения. Учреждение создает условия для развития ребенка, выбор – за участниками образовательного процесса.
6. Можно ли традиционные школьные мероприятия объединять в программы и предлагать их (засчитывать учащимся) в качестве программ внеурочной деятельности?
— Традиционные школьные мероприятия относятся к системе воспитательной работы учреждения. Они могут быть, а могут и не быть.
Занятия в рамках внеурочной деятельности стоят в расписании учреждения и проведение их для педагогов обязательно.
Занятия предполагают не массовый характер, а при организации, разработке учитывают индивидуальные особенности детей, организуются с использованием новых технологий (проектная деятельность, исследовательская и др.).
7. Как решить проблему занятости для всех обучающихся во второй половине дня (школьных ресурсов не хватает)?
— На договорной основе с учреждениями дополнительного образования детей либо за счет своих ставок, либо за счет ставок учреждений дополнительного образования. Возможно привлечение специалистов молодежных и детских общественных организаций.
8. Будет ли дополнительное финансирование внеурочной деятельности?
— Финансирование 10 часов внеурочной деятельности определено в нормативе на одного обучающегося. Расчет норматива производился с учетом 10 часов.
9. Программа «Здоровье» предполагает мониторинг физического развития. Медицинских работников в штате нет. Кто это будет делать?
— В зависимости от того, что подразумевается под мониторингом физического развития? Если это соответствие роста и веса возрасту, то эти данные у педиатров (если отсутствуют медицинские работники в школе), группу здоровья определяю также педиатры. Если это выполнение норм на уроках физической культуры, то учителя физической культуры. Должен существовать дневник здоровья обучающегося, куда заносятся сводные данные, но с согласия родителей.
Внеурочная деятельность 2018
Проект разрабатывается. Введение паспорта здоровья обучающегося в настоящее время проблематично, так как не решены вопросы со штатными единицами, есть проблемы межведомственного взаимодействия, защиты персональных данных.
10. Будет ли финансироваться ОУ для организации внеурочной деятельности, если в классе 4 обучающихся?
— Будет. Это определено в нормативе.
11. Планируется ли дополнительное выделение средств специально для оснащения кабинетов начальных классов в соответствии с требованиями (для учебных занятий и организации внеурочной деятельности)?
— Будет.В нормативе на ученика предусмотрены средства на материально-техническое оснащение учебного процесса. Учреждение определяет приоритеты в финансировании.
12. Детализация внеурочной деятельности: 10 часов добровольно или обязательно для каждого ученика; 10 часов обязательно на каждого ученика или для класса в целом; оплата этих часов будет проводиться по новым документам или как оплата за часы ДО?
— Финансирование осуществляется класса–комплекта. Оплата часа производится исходя из стоимости часа кружковой работы в учреждении.
13. Обязан ли классный руководитель вести какие-либо кружки?
— Не обязан. У него другие обязанности.
14. Чем будет заниматься классный руководитель после учебных занятий?
— В должностной инструкции возможно прописать сопровождение обучающихся на занятия.
15. Как можно фиксировать 10 часов внеурочных занятий? Кто этим будет заниматься?
— Фиксируют в специальных журналах каждый преподаватель. Контроль может осуществлять директор, заместитель директора по воспитательной работе, по учебной работе.
16. Как планировать и организовывать внеурочную деятельность в сельской школе при условии отсутствия специалистов?
— Силами педагогов, библиотечных работников, приезжающих специалистов культуры, учреждений дополнительного образования. Создание разновозрастных групп.
17. Как решать проблемы внеурочной деятельности с детьми, которые приезжают и уезжают на школьных автобусах (т.е. живут достаточно далеко от школы)?
— В первую очередь решить вопрос с питанием детей совместно с родителями и изменить расписание школьного автобуса.
Ссылки по теме:
Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы (edu.uglich.ru)
Определен порядок организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях
Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ”
Разъясняется, в частности, что внеурочная деятельность является обязательной, в то время как участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей является добровольным.
Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий.
Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.
В Приказе также приводятся ответы на наиболее распространенные вопросы по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 21.12.2015
ссылкой:
Закон о внеурочной деятельности
Источник: https://berkutgun.ru/zakon-o-vneurochnoj-dejatelnosti/
Внеурочная деятельность 2017. | На полуострове Крым
Обязаны ли дети ходить на внеурочную деятельность? Почему школы заставляют детей заниматься внеурочной деятельностью? Почему наши дети должны столько времени проводить в школе и заниматься ненужными и неинтересными видами внеурочной деятельности в обязательном порядке? Я уже писала о внеурочной деятельности в начальной школе в 2015 году, но после этого в образовательном законодательстве произошел ряд изменений. Поэтому, стоит вернуться к этой теме еще раз.
1. В чем суть противоречия? |
2. Внеурочка обязательна! |
На данный момент вопросы внеурочной деятельности регулируют два документа: ФГОС начального общего образования, утвержденный Приказом 373 от 06.10.2009, и Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”.
Почему-то эти документы друг другу противоречат. Однако, школы руководствуются последним, т.к. в нем очень четко прописано, что учащиеся обязаны посещать занятия по внеурочной деятельности.
В качестве уступки ученикам, документ предусматривает максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности: до 1 350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования. Это около двух дополнительных уроков в день.
А еще, разрешили засчитывать внеурочную деятельность, проводимую в сетевых формах или в форме электронного обучения.
В чем суть противоречия?
п. 19.10 ФГОС начального общего образования утверждает, что:
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Подчеркну: на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
В то же время, в Письме от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”, прописывается, что:
«Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.»
Заметили несочетаемое сочетание слов ДОБРОВОЛЬНОЙ и ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ? Сразу вспоминается шутка о «добровольно-принудительном порядке», с которой мы, школьники, всегда связывали различные школьные скучные мероприятия, которые крали наше свободное время.
Время идет, появляются новые знания, новые методики, потребности в новых навыках людей, а в школах ничего не меняется. О какой демократии можно говорить в стране, в которой даже в школе нет демократии? С вопросом о том, как объяснить это противоречие, я обратилась в Министерство образования.
Как только придет ответ – поделюсь с вами соображениями наших законодателей. Конечно, придумают как выкрутиться.
Позиция Минобр России по внеурочной деятельности.
Итак, ответы пришли: ответы из Минобрнауки Крыма и из Министерства науки и образования России. В Министерстве обоих уровней едины во мнении, что внеурочная деятельность для посещения обязательна.
Правда, если ваш ребенок посещает занятия в других образовательных учреждениях, то эти часы вам засчитают (напомню, что в соответствии с ФГОС начального общего образованияпри получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения)).
В часы внеурочной деятельности включаются участие в таких формах внеурочной деятельности как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы.
Почему эта тема близка лично мне? У меня двое детей занимается в школе. У каждого из них свои увлечения: один любит изучать различные программы на компьютере, программирование, а другой обожает лепить из пластилина свои собственные миры.
Ничему из этого школа не может уделить внимание, потому что из всех учеников такие интересы только у них. Почему они должны ходить на то, что им не интересно в ущерб своим реальным интересам? На мой взгляд, обязательной школьной программы вполне достаточно.
Конечно, школа обязана предоставить возможность детям дополнительно заниматься, но заставлять их этим заниматься – это уж слишком!
Источник: https://na-poluostrove.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-2018