Закон 220 ФЗ

220 ФЗ об организации регулярных перевозок

Закон 220 ФЗ

Чтобы осуществлять перевозку пассажиров и багажа, необходимо соблюдать множество законодательных норм.

Главным постановлением, регулирующим сферу деятельности организаций, осуществляющих перевозки, является закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Описание закона о перевозке пассажиров

Федеральный Закон № 220 был принят депутатами Государственной Думы 30 июня 2015 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили законопроект 8 июля того же года. В законную силу вступил документ 13 июля.

Помните, что все поездки не зависимо от типа транспорта регламентируются уставом автомобильного транспорта РФ (последняя редакция закона здесь: ).

1-ая статья настоящего Федерального Закона содержит предмет регулирования. Согласно рассматриваемому законодательному акту, в качестве предмета регулирования выступает — организация постоянных маршрутов по транспортировке пассажиров и багажа наземным транспортным средством. Также законодательный акт определяет:

  • путь и рейс общественного транспортного средства;
  • изменение маршрутного пути;
  • отмену конкретного рейса;
  • контроль в области регулярных перевозок.

Состоит Федеральный Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из 8 глав и 42 статей. Основные положения ФЗ № 220:

  • Глава 1 (ст 1-3) содержит общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование;
  • Глава 2 (ст 4-10) описывает правила организации межрегиональных регулярных перевозок;
  • Глава 3 (ст 11-24) указывает на принципы организации систематических перевозок по муниципальным маршрутам;
  • Глава 4 (ст 25-26) обуславливает правила ведения реестра по регулярным перевозкам;
  • Глава 5 (ст 27-29) содержит указания по оформлению и переоформлению документов о регулярных перевозках пассажиров и багажа;
  • Глава 6 (ст 30-34) характеризует перечень требований, предъявляемый к объектам транспорта и к транспортной инфраструктуре;
  • Глава 7 (ст 35-37) содержит условия по осуществлению контроля за регулярными перевозками на общественном транспорте;
  • Глава 8 (ст 38-42) состоит из заключительных положений настоящего закона № 220.

Вышеуказанные главы ФЗ РФ № 220 преследуют цель — установить права, обязанности и ответственность пассажиров и перевозчиков. В настоящий закон изменения не вносились.

По закону, для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом, водителю необходимо иметь при себе пакет документов:

  • лицензия, позволяющая осуществлять подобные регулярные перевозки;
  • водительские права, подтверждающие умения водителя управлять транспортным средством из категорий — D, DE, D1 и так далее;
  • страховой полис ОСАГО;
  • путевой лист, означающий право следовать установленному маршруту;
  • справка из медицинского учреждения, свидетельствующая о надлежащем здоровье водителя;
  • документ, подтверждающий, что ТС прошло техосмотр;
  • технический паспорт ТС.

При отсутствии одного из вышеперечисленных документов или при отказе их предъявить — водитель будет оштрафован сотрудниками дорожной полиции.

Согласно положениям настоящего закона, все пассажиры и перевозчики обязаны соблюдать определенные нормы. Требования, предъявляемые к водителям:

  • обязательное наличие водительского удостоверения соответствующей категории;
  • знать и соблюдать правила дорожного движения;
  • следить за техническим состоянием транспортного средства;
  • при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа обязательно иметь при себе пакет необходимых документов;
  • ехать по специальному маршруту с соблюдением расписания передвижения транспортного средства;
  • осуществлять прием и выдачу багажа пассажирам;
  • следить за выполнением пассажирами правил безопасности при поездке;
  • высаживать людей из транспортного средства в специализированных местах при осуществлении заправки;
  • при посадке пассажиров обязательно надо проверять наличие билетов;
  • останавливать ТС только в специальных местах;
  • периодически проходить медицинский осмотр;
  • продавать билеты до отправления ТС;
  • соблюдать опрятный внешний вид и вежливо относиться к пассажирам;
  • сообщать все остановки, указанные в маршрутном листе.

Ознакомьтесь  Федеральный закон «Об электронной торговле»

По закону, при переезде на общественном транспорте пассажиры обязаны соблюдать правила:

  • приобретать посадочный билет до начала поездки;
  • садиться на место, указанное в билете;
  • сохранять билет до окончания поездки и предъявлять его контролеру;
  • прибыть на место отправления заранее до отъезда (за 15 минут);
  • при произошедшем ДТП, незамедлительно сообщить в спасательную службу;
  • не мусорить в салоне ТС;
  • не отвлекать водителя во время управления ТС.

Если водитель и пассажир не соблюдают вышеуказанные правила, то им грозит штраф за нарушения правил Федерального Закона № 220. Для изучения правил регулярных перевозок, рекомендуется ознакомиться со всеми аспектами настоящего законодательного акта.

Скачать закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по ссылке.

Изменения, внесенные в 220 ФЗ «Перевозка пассажиров»

Во все законодательные акты время от времени вносятся изменения, поправки и дополнения. Периодическая корректировка законов необходима для поддержания актуальности законопроектов. Но в рассматриваемый закон о маршрутном транспорте изменения еще не вносились.

Статья 34 закона о регулярных перевозках людей и багажа

В рассматриваемой статье закреплены правила пользования объектами транспортной инфраструктуры.

Данные правила гласят, что пользование платными услугами, которые оказываются на транспортном объекте, должны осуществляться на основании подписанного договора.

По закону, с владельцем объекта заключить договор вправе — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник простого товарищества. Согласно о пассажирских перевозках ФЗ, владельцу объекта транспортной инфраструктуры нельзя:

  • навязчиво предоставлять платные услуги, не интересующие юридическое лицо;
  • обязывать юридических лиц платить за пользование элементами обустройства автомобильных дорог. (Читайте закон 257 об автомобильных дорогах)

В последней редакции законодательного акта изменения в настоящую статью не вносились. 

Федеральный Закон о пассажирских перевозках ст 23 

23 статья содержит в себе требования, которым должны соответствовать участники открытого конкурса. Принять участие в открытом конкурсе могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники простого товарищества. Все перечисленные участники должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь специальную лицензию на ведение деятельности по перевозке пассажиров;
  • иметь в собственности транспортные средства, предназначенные для регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • не быть банкротом или на стадии ликвидации;
  • по закону, у потенциального участника не должно быть задолженностей по обязательным платежам в бюджеты;
  • для участников простого товарищества необходимо предъявить соответствующий договор.

Нововведения в настоящую статью не вносились.

Статья 42 

Положения 42-ой статьи 220 ФЗ о пассажирских перевозках гласят о порядке вступления в силу документа. Основная часть закона вступает в силу со дня официального публикования, но за исключением статей:

  • С 4 по 32, 36 и 38 — вступают в законную силу через 180 дней после опубликования закона;
  • С 33 по 35, 40 — вступают ровно через один год после официального публикования закона.

Остальные статьи Федерального Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу в день публикования документа (13.07.2015).

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/220-fz-o-passazhirskix-perevozkax/

Новый порядок организации пассажирских перевозок: Федеральный Закон №220

Закон 220 ФЗ

Неопубликованная запись

Если раньше уровень порядка в сфере перевозки пассажиров общественным транспортом зависел от инициативы муниципальных властей и профильных ведомств, то теперь все пассажирские перевозчики будут действовать по единым общероссийским правилам. 

В Комитете промышленности, транспорта, связи и энергетики прошло совещание на тему: «Обсуждение 220 – Федерального закона от 13.07.2016г. «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». 

1. Перевозчики обязуются осуществлять свою деятельность только по контрактам с администрацией или с соответствующим органом исполнительной власти. 

“Ст.14, п.

2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.”

Раньше возникало множество спорных ситуаций с перевозчиками утверждавшими, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу.

Теперь данный «непорядок» решен, так как в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Тут стоит отметить, что п.

5 этой статьи предусматривает современные способы расчётов с перевозчиками. 

2. Свидетельство и карты маршрута

Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. На каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов – 5 лет, однако если в планах отмена маршрута, то может быть указан и меньший срок. 

По истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19). 

При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5). 

Ещё возможно аннулирование свидетельства через суд в случаях: 

  • неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
  • расторжения договора простого товарищества. 

Чтобы орган исполнительной власти смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписанных по ст.11.33 штрафах в администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36). 

3. Требования к перевозчикам при участие в конкурсе 

“Ст.23, ч.1 п.

2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;” 

Перевозчик может приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии. 

4. Критерии отбора победителя открытого конкурса 

Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель: 

  • количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС; 
  • опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов; 
  • характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол и т.д.); 
  • максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства. 

Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то администрация или ведомство вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24). 

5. Реестр маршрутов муниципального транспорта 

Закон устанавливает требования реестра (ст.26): 

  • номер маршрута;
  • указание начального и конечного пункта; 
  • наименование промежуточных остановочных пунктов; 
  • наименование улиц, по которым проходит маршрут;
  • протяжённость; 
  • порядок посадки и высадки (везде или только на остановках); 
  • вид регулярных перевозок (по установленным тарифам или нет); 
  • вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса);
  • экологические характеристики для ТС; 
  • дата начала перевозок; 
  • наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех), осуществляющих перевозки по маршруту. 

Новый закон обязывает размещать реестр на сайте администрации или ведомства в доступной для ознакомления форме без взимания платы. 

6. Контроль за осуществлением регулярных перевозок 

Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):

  • наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты; 
  • соблюдение требований посадки/высадки пассажиров; 
  • соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33). 

Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники администрации или ведомства. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением. 

Также перевозчик должен направлять в администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельности (ст.37) 

7.Реализация настоящего ФЗ 

В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в соответствующее ведомтво информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1). В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) ведомство обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2).

В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативно-правовую базу по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10).

В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3). 

8.Изменения в КоАП 

ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40): 

  • ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте – 3 000 руб. 
  • ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 – 5 000 руб. 
  • ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест – 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица 
  • ч.4. Перевозка без карты маршрута – 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица 
  • ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте – 20 000 для юрлица 

Под статьёй есть примечание: “За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица”. Иными словами, ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей). 

9.Порядок вступления в силу настоящего ФЗ 

Статьи 1-3, 39, 41, 42 – со дня опубликования,

Статьи 4-32, 36-38 – через полгода, 

Статьи 33-35, 40 – через год.

В рамках данного Федерального Закона, Комитетом проведена работа по заключению договора с ООО «ЗНАК» на изготовление полиграфической продукции – бланков строгой отчетности (упомянутые свидетельства и карты маршрутов регулярных перевозок) согласно Приказу Минтранса России №221, 222, размещены сведения о межмуниципальных и пригородных маршрутах регулярных перевозок.

По итогам совещания было поручено Администрациям городов Республики Ингушетия провести аналогичную работу на изготовление упомянутой полиграфической продукции по размещению сведений о маршрутах регулярных перевозок, определить перечень остановочных пунктов.

Пресс-служба 

Комитета промышленности, транспорта, связи и энергетики. 

Источник: https://komitetri.ru/news_list/novyi_poriadok_orghanizatsii_passazhirskikh_pierievozok_fiedieral_nyi_zakon_220

Закон № 220-ФЗ от 13.07.2015 года

Закон 220 ФЗ

Осуществление перевозок регулируется законодательно практически в любой стране мира. Россия здесь не исключение. В нашем государстве действует ФЗ-220 “Об организации регулярных перевозок”, в котором закрепляются все основные нормы, касающиеся представленной сферы.

Общие положения

Какие отношения регулирует ФЗ-220? Статья № 1 представленного нормативного акта говорит про организацию, установление, изменение и отмену регулярных перевозок при помощи наземного транспорта. Закон касается как юридических, так и физических лиц.

Статья № 2 ФЗ-220 гласит про юридическую базу рассматриваемого явления.

Так, важнейшими правовыми источниками здесь являются Гражданский кодекс, непосредственно Федеральный закон, а также некоторые другие нормативные акты, в которых закреплены нормы, касающиеся перевозок на регулярной основе. Все документы, составляемые в целях планирования регулярных перевозок, должны соответствовать рассматриваемому Федеральному закону.

Федеральный закон закрепляет норму, согласно которой субъекты РФ могут перераспределять полномочия по формированию и организации пассажирских перевозок и провоза багажа.

Основные понятия ФЗ

Что представляет собой маршрут регулярных перевозок межрегионального типа? Согласно статье 3 рассматриваемого закона, это стандарт по осуществлению перевозок в границах более двух регионов России. Маршрут перевозок может быть и муниципальным; здесь закон говорит о границах всего одного субъекта.

Закон закрепляет понятия начального и конечного остановочных пунктов. В случае с начальным пунктом речь идет про самый первый пункт, с которого отправляется транспорт. Конечным же пунктом называют последнюю остановку, указанную в расписании и маршруте.

ФЗ-220 закрепляет три основных вида транспортных средств: это троллейбусы, трамваи и автобусы. Регулярные перевозки также делятся на несколько видов. Они могут регулироваться или не регулироваться тарифами.

Об установлении и изменении маршрутов

Согласно статье 4 220-ФЗ от 13.07.2015, маршруты межрегионального типа могут устанавливаться только федеральными исполнительными органами. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут влиять на процесс формирования маршрута.

Например, они имеют право на внесение предложений или на обжалование уже составленных документов. На изменение уже составленных маршрутов у заявителей есть всего три дня.

Стоит также отметить возможность изменять маршруты сроком до 30 дней в случае чрезвычайного происшествия.

Составленный маршрут попадает в специальный реестр маршрутных перевозок, имеющих регулярную основу. Особые требования закон предъявляет к остановочным пунктам. Располагаться они должны на оптимальном расстоянии, обязательно поблизости от мест пересечения автомобильных дорог подъездного типа.

В статье 5 рассматриваемого нормативного акта рассказывается про составление заявления, касающегося установления или изменения того или иного маршрута. Заявление должно содержать:

  • протяженность маршрута;
  • данные о юридическом лице или ИП;
  • наименование маршрута;
  • информация об улицах и дорогах, через которые проходит маршрут;
  • характеристика транспортных средств, проходящих по установленному маршруту.

Таким образом, 220-ФЗ от 13.07.2015 наглядно иллюстрирует тот факт, что составление и изменений маршрутов – это довольно сложный и обширный процесс.

О полномочиях по установлению и изменению маршрутов

Если речь идет про маршруты в границах всего лишь одного городского поселения, то обязанности по установлению, ликвидации или изменению пути возлагаются на местный самоуправленческий орган. То же самое касается регулируемых тарифов, а также маршрутов, проходящих более чем через два поселения в рамках одного района муниципального уровня.

Если же речь идет про города федерального значения, коих на данный момент три, то установление, изменение и отмена транспортных маршрутов являются обязанностями исполнительных инстанций соответствующих субъектов. Маршруты же межрегионального уровня формируются исполнительными органами тех субъектов, через которые пролегает маршрут.

О реестре маршрутов

Вся информация об организации пассажирских перевозок должна содержаться в специальных государственных реестрах.

Статья № 25 Закона 220 (ФЗ “Об организации перевозок”) гласит о том, что подобные реестры должны вести регионы.

На федеральном же уровне существует единый реестр, содержащий в себе данные о наиболее крупных перевозках. Ведением реестра занимаются региональные исполнительные органы власти.

Что именно должно быть включено в реестр? Вот на что указывает статья № 26 220-ФЗ “О перевозках”:

  • наименование маршрута;
  • номер регистрации маршрута;
  • порядковый номер маршрута;
  • сведения об остановочных пунктах промежуточного типа;
  • протяженность маршрута;
  • вид перевозок, имеющих регулярную основу;
  • дата начала и окончания перевозки;
  • примерное расписание для каждого остановочного пункта;
  • виды транспортных средств, эксплуатируемых на указанном маршруте;
  • иные требования, закрепленные в ФЗ-220.

О требованиях к объектам транспортной инфраструктуры

Остановочные пункты являются неизменными объектами инфраструктуры транспортного типа. В каких случаях допускается использование остановочных пунктов? Вот на что указывает статья № 30 Федерального закона № 220:

  • при подъезде к автовокзалу или автостанции;
  • в поселении, если остановочный пункт, не являющийся автовокзалом или автостанцией, находится в его границах.

Все остановочные пункты должны подлежать обязательной регистрации.

Статья 33 повествует о стоянках для транспортных средств. Согласно закону, с 22 вечера до 6 утра они должны осуществляться на специальных парковках, которые полностью соответствуют требования закона. Места расположения стоянок также являются объектами транспортной инфраструктуры, а потому информация о них входит в соответствующий реестр.

Что запрещается делать владельцу объекта инфраструктуры транспортного типа? Статья № 34 рассматриваемого закона говорит о невозможности отказать в пользовании услугами лицам, имеющим право осуществлять перевозки, о запрете на взимание платы за использование элементов обустройства дорог, а также на навязывание платных услуг, в которых водители не могут быть заинтересованы.

О проведении государственных проверок

Источник: http://fb.ru/article/329390/zakon--fz-ot-goda-ob-organizatsii-regulyarnyih-perevozok-passajirov-i-bagaja-avtomobilnyim-transportom-i-gorodskim-nazemnyim-elektricheskim-transportom-v-rossiyskoy-federatsii

Юрист онлайн