Травма на уроке физкультуры ответственность

Травма в школе ответственность

Травма на уроке физкультуры ответственность

В данной статье подробно рассказывается чем грозит травма в школе ответственность, и все что об этом надо знать. У детей школьного возраста энергии слишком много.

Отсидев смирно урок, на перемене они стараются быть более активными, что нередко заканчивается падениями, ушибами и другими видами травм. Но как бы педагогический коллектив не пытался обезопасить пространство, в котором находятся учащиеся, все же неприятности периодически случаются.

Но произошедшая травма в школе ответственность обязательно возложит на преподавателей и директора. Так отмечено в Законе «Об образовании», в статье 32.

Чем грозит травма школьника коллективу школы

Прежде всего проблемы коснутся директора. Ведь он – руководящее лицо, максимально обеспечивающее комфортные условия для учебы, а потому и безопасность в стенах школьного учреждения.

Естественно, уследить за должной дисциплиной одному директору невозможно, потому каждый рабочий день за порядком следит дежурный педагог.

Такая обязанность в основном – почти добровольная, то есть не имеет юридической силы из-за отсутствия регулирующих документов и не оформляется посредством должностной инструкции или трудовым договором. Но юристы предлагают график дежурств оформлять документально, закрепив подписями педагогов.

Но случившаяся травма в школе ответственность все же вызовет всего учебного учреждения, если ребенок пострадал даже находясь в нормальных условиях.

Чтобы не растеряться, когда ученик получил увечья, взрослые должны действовать быстро и грамотно, то есть:

  1. отправиться с пострадавшим в медкабинет. Грубым нарушением посчитается, если ученик пойдет к врачу сам либо вместе с другим учащегося. Давать любые препараты без согласия родителей нельзя;
  2. если травма угрожает здоровью значительно, обратиться в службу «скорой помощи»;
  3. известить родителей ученика;
  4. если ситуация тревожная – обратиться сразу в правоохранительные органы;
  5. предупредить администрацию школы о произошедшем;
  6. выяснить у свидетелей – что же произошло на самом деле и выявить непосредственных участников событий;
  7. создать атмосферу, чтобы другие ученики не испытывали волнений.

Если несчастный случай повлек за собой серьезные проблемы со здоровьем, директору необходимо предоставить объяснительный документ в письменном виде в отдел образования.

Судебные разбирательства тоже происходят

Не все ушибы, к сожалению, заканчиваются быстрым восстановлением здоровья. Случается, что этот инцидент приводит к дальнейшей инвалидности, и виновными оказываются педагоги или директор. Тогда случившаяся травма в школе ответственность предполагает обращения родителей в суд.

Процедура доказательства халатности педагогического коллектива очень долгая и сложная, но если вина признана, то, как сказано в УК России, в ст. 293, можно оказаться за решеткой от 2 до 5 лет.

Но даже если травма не такая значительная, все равно виновное лицо может поплатиться, заплатив значительный штраф, или отправиться на исправительные работы, длящиеся год.

Если пострадавший ученик должен был пройти курс реабилитации, от учебного учреждения родители могут потребовать компенсацию за потраченные на медицинские нужды средства и процедуры в денежном эквиваленте. Чтобы оформить официально свои требования, необходимо обращение в суд или заявление с приложением медицинских документов, предоставленное руководству школы.

Мера вины школы может быть определена:

  • во время расследования происшествия. Если событие произошло с серьезными нарушениями, вмешиваются правоохранительные органы;
  • по ходу судебного разбирательства.

Случившаяся травма в школе ответственность возлагает на воспитательную организацию исходя из того, что она является юридическим учреждением, и может нести именно административную ответственность.

Если ведется судебный процесс, в котором рассматривается вопрос, касающийся несовершеннолетнего, по закону, в нем принимают участие следующие лица:

  • прокурор;
  • представляющие учреждение представители органов опеки и попечительства;
  • от учебного заведения лично директор или его заместитель.

Законом разрешается отсутствие на процессе истца и ответчика. Но все же без ответчика решение может быть вынесено не совсем такое, на которое он надеется. Потому игнорировать такое заседание правоведы не рекомендуют.

Чтобы в случае несчастного случая, произошедшего с ребенком, особенно если речь идет об учреждениях, где большинство детей – проблемные, сотрудники владели ситуацией, коллективу необходимо помнить, что существует ответственность образовательных организаций, и регулируется она законом. Поэтому требуется вести постоянное наблюдение за учениками, чтобы сократить возможность травм и иных несчастных случаев.

Но также нанесенная травма в школе ответственность возлагает на виновного в качестве юридического лица. Этот факт достаточно широко освещается в законодательной базе. Прежде всего – это Закон «Ответственность юридического лица» под номером 1068.

 В этой статье вы узнали, чем грозит травма в школе ответственность. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Источник: https://www.cherlock.ru/articles/travma-v-shkole-otvetstvennost-

Чаще виноваты дети: физрук – о травмах на уроках и возмущении родителей

Травма на уроке физкультуры ответственность

По мнению учителя, избежать травм во время занятий спортом просто невозможно, в некоторых случаях родители требуют от физруков слишком много.

Несчастный случай произошел в Быховском районе в понедельник: третьекласснику стало плохо во время занятия бегом, прибывшие на скорой медики констатировали смерть ребенка. Sputnik расспросил учителя физкультуры о том, могут ли дети избежать травм в школе, кто виноват и что с этим делать.

По мнению учителя физкультуры одной из белорусских школ, вина за такие происшествия в разных случаях может лежать на разных плечах: он убежден, довольно часто к ним приводит не халатность физруков, а невнимательность самих детей; некоторые из них просто стесняются жаловаться на самочувствие.

“У меня бывало два или три перелома за один урок”

“В каждом конкретном случае происходит по-разному. Да, бывает, что учителя пренебрегают правилами безопасности. Но получить травму, когда занимаешься спортом, совсем не сложно. Как и в процессе игры во дворе – это же дети”, – убежден Алексей (имя героя изменено по его просьбе).

В любом случае, рассказывает учитель, перестраховываться надо постоянно: перед началом любого занятия учитель должен интересоваться самочувствием детей, объяснять им, что если кому-то становится плохо, надо прекратить выполнять упражнение или сойти с дистанции и сообщить ему о недомогании.

© Sputnik / Алексей Куденко

Особенно часто школьники травмируются во время игр: футбола, баскетбола и волейбола

“Физруки всегда знакомы с хроническими заболеваниями учеников.

К примеру, сердечникам противопоказана резкая нагрузка – челночный бег, подтягивания, подъемы туловища, – но, в то же время, не противопоказан равномерный бег, даже если ребенок занимается не в основной, а в подготовительной группе.

Он освобождается от сдачи нормативов, оценивается только его техника выполнения, и учитель будет неправ, если заставит такого ребенка бежать на результат”, – пояснил он.

От микротравм вроде ушибов и растяжений никуда не деться, сетует физрук, и зачастую виноваты в них сами дети, которые игнорируют правила безопасного поведения.

“Особенно часто травмируются во время игр: футбола, баскетбола и волейбола. У меня бывает несколько травм в день, а было даже два или три перелома за один урок. Кто виноват? Однозначно не ответишь.

Никто не застрахован: порой учитель не проводит инструктаж должным образом; в других случаях ребенок его прослушал, неправильно поставил пальцы или расслабил кисть, когда ловил мяч, и заработал перелом”, – поделился Алексей со Sputnik.

Предотвратить все – физически невозможно

Родители не всегда объективно оценивают происходящее, так что зачастую требуют от учителей гораздо больше, чем те могут (и должны).

“Физрук что должен сделать, когда травмируется ребенок? Оказать первую помощь, вызвать сотрудника медицинского пункта, доложить дежурному администратору школы, сообщить родителям, а если нужна госпитализация и мама с папой сопроводить ребенка не могут – поехать с ним в больницу. Но физически невозможно предотвратить все подобные случаи”, – уверен Алексей.

© Sputnik / Александр Кряжев

Учителя физкультуры всегд проверют исправность спортивных снарядов и снаряжения, но без травм все равно не обходится

Одни родители на мелкие инциденты в школе реагируют спокойно. Другие – по любой мелочи сначала приходят с претензиями, а после идут жаловаться, кто куда: к директору, в управление образования, в прокуратуру, даже в Администрацию президента.

“У моего коллеги была интересная история на уроке. Был бег; он, как полагается, начал урок с проведения инструктажа по технике безопасности.

Дети побежали, на половине круга девочка толкнула мальчика, он упал на впереди бегущего, а тот – на асфальт и выбил два зуба. В результате родители написали заявление в прокуратуру – мол, виноват учитель, не уследил.

Требовали, чтобы он, как минимум, вставил ребенку зубы за свой счет.

В итоге следователь разобрался: опросил детей, выяснил, что предварительный инструктаж проведен был, преподаватель находился на месте, инцидент – чистая случайность. Дело закрыли. В общем, неразумно во всем обвинять физруков: в девяти случаях из десяти виноваты сами дети”, – резюмирует он.

Учитель физкультуры заверяет: контроль в этих вопросах в школах особенно строгий.

“У нас все травмы, полученные детьми в школе, сейчас фиксируются через прокуратуру. Наш сотрудник составляет акт о несчастном случае, учитель и пострадавший ребенок пишут объяснительную, а родители – как и в какое время на травму отреагировал учитель. Халатность без внимания не остается”, – рассказал Алексей.

Источник: https://sputnik.by/society/20181024/1038314735.html

Травматизм на уроках физкультуры

Травма на уроке физкультуры ответственность

Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей, тренеров и воспитателей, на уроках физической культуры, тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.

Статистика травмированных детей на уроках физкультуры

По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.

Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.

Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры, воспитатели должны иметь четкое представление о степени травмоопасности каждого вида, входящего в учебную программу по физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие привести к опасным последствиям.

Причины травматизма на уроках физкультуры

При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые чаще всего приводят к травматизму.

Это – недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся оборудованием, отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся, неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические условия, не соответствующие физической подготовленности детей, нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная квалификация учителя (тренера). Истоки травматизма полиморфны и, как правило, содержат в себе сочетанные причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.

А теперь вновь обратимся к статистике; по данным НИИ травматологии, 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 % — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках, 8,2 % — по спортивным играм, на другие виды травматизма падает 13,7 % повреждений.

Гимнастика как наиболее травма опасный вид программного материала

Итак, как следует из приведенных данных, наибольший процент травм среди школьников зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является наиболее травмоопасным видом учебной программы.

К самым распространенным специфическим причинам детского травматизма при занятиях этим видом относятся неудовлетворительное состояние спортивных снарядов, использование матов плохого качества или с поврежденным покрытием, неправильная их укладка, плохая организация урока (отсутствие учителя или тренера при выполнении учащимися упражнений на снарядах, скопление их у одного из снарядов, отсутствие контроля учителя за выполнением детьми упражнений), неправильная методика проведения занятий (форсированные нагрузки, отсутствие полноценной страховки, плохое владение приемами самостраховки). Очень частая причина травм — азарт и завышенная самооценка учеников, что в большой степени присуще мальчикам 10—14 лет, и потому они требуют особого внимания учителя.

Одной из причин травм может быть недостаточная освещенность гимнастического зала, Естественное и искусственное освещение в зале должно соответствовать нормативным требованиям, изложенным в соответствующих документах (Новый САНПИН 2.4.2.2821-10). Горизонтальная (на уровне пола) освещенность должна быть не менее 30 лк, вертикальная — не менее 100 як.

Загрязнение ламп приводит к уменьшению освещенности, поэтому не реже одного раза в месяц следует производить их чистку. Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения осветительных установок. В зале необходимо иметь и аварийное освещение, при использовании которого горизонтальная освещенность не должна быть менее 0,5 лк.

На всех розетках в зале следует устанавливать предохранительные заглушки.

Окрашенные в светлые и теплые тона стены зала увеличивают световой поток отражения. Определенное значение имеет и окраска спортивных снарядов.

Известны примеры, когда учащиеся опасались выполнять упражнения с широкой амплитудой поперек разновысоких брусьев, боясь нарушить их равновесие, хотя брусья стояли на месте устойчиво, и уверенно делали упражнение лишь после того, как станина брусьев была выкрашена в черный цвет.

При этом у них исчезало ощущение психологической опасности и создавалась уверенность в незыблемости опоры снаряда. Исходя из этого, на занятиях физической культурой необходимо создавать психологически обоснованную, целесообразную, располагающую к двигательной активности цветовую гамму.

(Во время занятий легкой атлетикой, лыжным и конькобежным спортом травмируются в основном нижние конечности, чаще — суставно связочный аппарат коленного сустава, и в частности мениск. При резких толчках, падениях возможны разрывы отдельных мышечных волокон и всей мышцы, отрыв костной пластинки в месте прикрепления мышцы.

Причинами подобных травм служат, в основном, неудовлетворительное состояние мест проведения занятий, отсутствие специальных ограждений, установка финиша возле каких-либо препятствий (стен, дверей, дерева, забора и т. д.).

К травмам приводят и занятия в зале со скользким полом, а также при неблагоприятных метеорологических условиях на плохо убранной площадке.

Понятно, что не каждой школе доступны беговые дорожки со специальными покрытиями, однако необходимо проявлять постоянную заботу о местах проведения занятий.

Профилактика травматизма при прохождении раздела «Лыжная подготовка»

Одним из условии предотвращения травматизма при прохождении раздела «Лыжная подготовка» опять-таки является качественная подготовка мест занятий. На учебной площадке (хорошо, если она прямоугольной формы) прокладываются две лыжни: внутренняя предназначается для начинающих лыжников, наружная — для подготовленных.

Участок для площадки готовится заблаговременно; еще осенью его очищают от посторонних предметов (больших камней, пней, коряг и т. п.), более или менее значительные неровности почвы заравнивают, промеряют дистанцию.

С особенным тщанием следует подойти к подготовке участков, где школьники будут обучаться спускам и подъемам: пологие склоны (их крутизна должна быть не более 15—20°) освобождают от деревьев и кустарников. В конце склона делают ровный выкат.

Нельзя использовать участки с выкатом на проезжую часть дороги, водоем, болото. Если местность ровная, учебные трассы возле школы надо подготовить искусственным способом; в этом случае неровности местности имитируют с помощью сборных деревянных конструкций.

При этом необходимо следить, чтобы на деревянных щитах не было выступающих гвоздей, петель проволоки и т. п.

Если занятия проводятся в парке (лесу), перед каждым уроком учитель должен тщательно осмотреть всю трассу, подготовить лыжню и места для упора палок (если снег рыхлый).

Трасса не должна пересекать шоссейных и грунтовых дорог, плохо замерзших водоемов и других препятствий, создающих опасность для лыжников. На трассе, проходящей среди деревьев, убирают свисающие ветки, через канавки, ручейки прокладывают мостки и насыпают на них снег.

Ширина трассы на спусках должна быть не менее 5 м. На поворотах по ходу трассы устанавливаются отметки.

Профилактика травматизма при подготовке катка

Особое внимание должно быть уделено подготовке катка. Для качественной его заливки необходимо иметь специальное оборудование: шланг, лопаты (деревянные и железные), скребки, лейки. Площадку для будущего катка готовят с осени. По периметру участка насыпают земляной валик 15X15 см, чтобы не стекала вода.

Заливку начинают после того, как грунт промерзнет не менее чем на 5 см: тогда не будут образовываться выбоины, на которых легко получить травму. Предварительно уплотненный снег заливают с помощью распылителя до получения ледяной корки не менее 6 см толщиной.

Ежедневно с поверхности катка убирают наледь; большие трещины заделывают снегом и с помощью распылителя заливают водой.

Во избежание столкновений и падений, которые могут закончиться травмой, нельзя одновременно выпускать на ледяную площадку хорошо катающихся на коньках детей и тех, кто только начинает овладевать этим навыком, нельзя разрешать детям кататься на беговых коньках. Если школьный каток используется в вечернее время для неорганизованных занятий, необходимо установить на нем освещение и организовать дежурство.

Наиболее распространенными травмами на занятиях игровыми видами спорта являются повреждения верхних и особенно нижних конечностей.

Необходимо иметь в виду, что переломы конечности могут возникнуть как при прямой травме, так и при падении на подвернутую руку или нижнюю конечность.

При прямом ударе мяча нередки вывихи и переломы в области мелких суставов кисти. причина их возникновения — плохой пол, скользкая обувь.

Типичными травмами для таких видов спорта, как борьба, являются вывихи костей предплечья, ушибы шейного и грудного отдела позвоночника, переломы хирургической шейки плеча. Частой причиной такого рода повреждений является несоответствие весовых категорий на тренировках.

В связи с повышением требований к профилактической работе по борьбе с травматизмом в школах необходимо обратить внимание учителей, тренеров на анализ и своевременное устранение причин, ведущих к возникновению травмоопасных ситуаций.

Одной из форм профилактической работы являются систематические беседы со школьниками и юными спортсменами по предупреждению несчастных случаев.

Нельзя допускать к занятиям, тренировкам, соревнованиям детей, перенесших травму и не прошедших врачебный контроль после соответствующего лечения.

Чрезвычайно важным звеном работы по профилактике травматизма является обучение детей приемам самостраховки при падении, так как большинство спортивных, да и бытовых травм,— результат падений.

Навыки безопасного падения, развитые в детстве, сохраняются на всю жизнь. Наблюдения показывают, что дети, не прошедшие предварительного обучения элементам самостраховки, падают, как правило, опасно. Зато даже после кратковременного обучения у них вырабатывается устойчивый навык.

Обучение школьников самостраховке при падениях целесообразно начинать после предварительной общефизической подготовки. При имитации падения с высоты роста используют вначале мягкую поверхность — маты. Технику выполнения всех приемов следует доводить до полного автоматизма. Детям первых классов элементы безопасного падения желательно преподнести в игровой форме.

Каждая школа, ДЮСШ должны вести систематический учет и анализ всех случаев травм по установленной форме, результаты которых необходимо обсуждать на педагогических советах.

Первичная регистрация травмы осуществляется медицинским работником в специальном журнале, который должен быть в каждой школе.

В журнал заносятся следующие сведения: фамилия, имя и отчество пострадавшего, его пол, возраст, класс, время получения травмы, дата (день и час), характер травмы, место, где произошел несчастный случай, фамилия! преподавателя, проводившего занятия, сведения о знакомстве пострадавшего с правилами техники безопасности, подробное описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай, причины его возникновения, перечень мероприятий по устранению причин несчастного случая с указанием сроков исполнения, фамилии исполнителей, отметка о выполнении, время составления записи (час, число, месяц, год).

В заключение следует отметить, что четкая организация труда учителя, тренера, соблюдение установленных правил и норм позволяет полностью исключить возможность возникновения несчастных случаев на уроках физкультуры и занятиях спортивных секций. Сознательное отношение к четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы — залог полноценной профилактики детского травматизма.

Источник: http://fizkultura-na5.ru/fizicheskaya-kultura/travmatizm-na-urokakh-fizkultury.html

Юрист онлайн