Применение наручников сотрудниками полиции

Применение наручников закон о полиции

Применение наручников сотрудниками полиции

До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможностью применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 7.

Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, прошедшие специальную подготовку и проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон РФ — О полиции, N 3-ФЗ, ст 21

Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции.

Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны.

В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.

Порядок применения специальных средств

Даже имея право на применение оружия в определенной ситуации, сотрудники полиции обязаны соблюсти процедуру применения, описанную в действующем законе. Почему это так важно? Прежде всего потому, что один из главных принципов применения полицейским оружия, силы и спецсредств – минимизация причиняемого ущерба – зависит от этого в немалой степени.

Другая причина необходимости соблюдения порядка, установленного законодательством – ответственности за причинение любого вреда при применении оружия, спецсредств и силовые действия полицейский не несет исключительно при условии соблюдения порядка применения всего вышеперечисленного (п. 9 ст. 18 закона «О полиции») .

Предлагаем ознакомиться:   Взыскание алиментов за три предыдущих года

• Первое действие – сотрудник сообщает лицу (или лицам), к которым будут применены указанные средства воздействия, что он является сотрудником полиции.

• Следующий обязательный шаг – предупреждение о том, что сотрудник полиции собирается применять оружие, физическую силу или спецсредства.

Если действует группа полиции, то оба начальных этапа выполняет один из группы.

• И главное – нарушителю (группе нарушителей) обязательно дается время и возможность для выполнения требований полицейского.

У этого порядка, однако, есть исключение. Закон дает право сотрудникам полиции обойтись без предупреждающих мер, а сразу применить оружие (силы, спецсредства), если любое промедление может повлечь за собой тяжкие последствия для жизни и здоровья полицейского или граждан, которых он призван защищать.

И последнее: обоснованное и правильное применение оружия (силы, спецсредства), безусловно, освобождает полицейского от ответственности за вред, нанесенный гражданину.

Тем не менее закон подразумевает и дополнительные обязанности сотрудника полиции в случае, если гражданину причинен вред: оказание или предоставление пострадавшему медицинской помощи, необходимость сообщить близким раненого о случившемся.

специальными палками, наручниками, патронами и выстрелами ударного непроникающего действия, аэрозольными распылителями, аэрозольными распылителями высокого давления, ручными гранатами раздражающего (слезоточивого) действия, газовыми пистолетами, газовыми генераторами раздражающего (слезоточивого) действия, светозвуковыми средствами отвлекающего воздействия, средствами разрушения преград, средствами принудительной остановки транспорта, сетями, специальными окрашивающими средствами, электрошоковыми устройствами, служебными собаками – начальник органа внутренних дел или его заместитель ; любыми специальными средствами, включенными в Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, – Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ или их заместители.

3. Необходимость пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления как основание применения специальных средств имеет место лишь в случае законных действий сотрудника полиции.

Если выяснится, что сотрудник полиции осуществлял в отношении лица незаконные действия, то и сопротивление этим действиям могло осуществляться гражданином в рамках необходимой обороны. В таком случае основания применения к гражданину специальных средств будут отсутствовать.

Основанием для применения специальных средств являются условия, при которых несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности и для охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Под современными специальными средствами следует понимать состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты. Предлагаем ознакомиться:   Что делать если Сбербанк отказал в выдаче кредита

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст.

115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 3 ст. 213

УК РФ. В зависимости от обстоятельств дела такие действия могут быть также квалифицированы по ст.

107 « Убийство, совершенное в состоянии аффекта», ст.

Закон «О полиции» Научно-практическое пособие

Эта палка является холодным оружием.

Сотрудник полиции, применяя специальную резиновую палку, должен всегда предвидеть последствия, которые могут наступить от таких действий и привести к серьезным травмам или увечьям человека: нанесение ударов по голове – к тяжелым повреждениям с переломом костей черепа, разрывом мозговых сосудов, болевому шоку с потерей сознания;

ударов по шее – к тяжелой травме со смещением черепа, повреждением спинного мозга, перелому хрящей, удушью и смерти; ударов в область грудной клетки и живота – к ушибу внутренних органов (разрыву), внутреннему кровотечению, сильной боли, остановке дыхания, болевому шоку с потерей или без потери сознания и т.

Источник: https://impotencemeds.info/primenenie-naruchnikov-zakon-politsii/

Правила применения ЭШУ сотрудниками МВД -Нормы обеспечения ЧОП. Законодательсво для сотрудников МВД. Перечень спецсредств. -Законодательство

Применение наручников сотрудниками полиции

С учетом изменений и дополнений, внесенных в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 июля 1994 г. № 811 Утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1991 г. № 455

Общие положения

1.

Правовой основой применения органами внутренних дел РСФСР специальных средств являются Закон РСФСР «О милиции», постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О милиции», постановление Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345 «Об утверждении Перечня специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР».

2. В качестве специальных средств используются резиновые палки и резиновые пули, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства.

3. Специальные средства применяются в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия на правонарушителей, для:

а) отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

б) пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

в) задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

г) задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

д) доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных и осужденных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции;

е) освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

ж) пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;

з) остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться;

и) выявления лиц, совершивших преступления.

4. Специальные средства в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил могут применяться:

  • резиновые палки – в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «ж»;
  • слезоточивый газ – в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «е», и «ж»;
  • резиновые пули ударного непроникающего действия – в случаях, предусмотренных подпунктами «г», «е». И наручники – в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в» и «д»;
  • средства разрушения преград – в случаях, предусмотренных подпунктами «г» и «е»;
  • светозвуковые средства отвлекающего воздействия – в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «г», «е» и «ж»;
  • средства принудительной остановки транспорта – в случаях, предусмотренных подпунктом «з»; водометы и бронемашины – в случаях, предусмотренных подпунктами «г», «е» и «ж»; специальные окрашивающие средства – в случаях, предусмотренных подпунктом «и»; электрошоковые устройства – в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б», «в» и «г».

5.Все виды специальных средств, кроме того, могут применяться для:

а) отражения нападения на сотрудника органа внутренних дел, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

б) защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

в) освобождения заложников;

г) задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

д) отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;

е) пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

6.

Действие настоящих Правил распространяется как на сотрудников милиции, так и на следователей органов внутренних дел, сотрудников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев. На других сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками милиции, действие настоящих Правил распространяется в случаях привлечения их в установленном порядке к выполнению задач милиции.

7.

Право на применение специальных средств имеют сотрудники органов внутренних дел, прошедшие соответствующую специальную подготовку и выдержавшие ежегодную проверку на профессиональную пригодность к действиям в ситуациях, связанных с их применением. Сотрудники, не сдавшие зачет по правилам использования специальных средств, аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Неправомерное применение специальных средств влечет установленную законом ответственность.

Условия и пределы применения специальных средств

8.

Использованию специальных средств должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований сотрудника органов внутренних дел, кроме случаев, когда промедление в использовании указанных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников органов внутренних дел. Предупреждение может быть сделано голосом, а на значительном расстоянии или обращении к большой группе людей – через громкоговорящие установки или другие усилители речи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены.

9. В ситуациях, когда применение специальных средств неизбежно, сотрудники органов внутренних дел обязаны проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба и нанесения телесных повреждений.

10. При применении специальных средств должны быть обеспечены предоставление доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомление в возможно короткий срок их родственников. О фактах ранений или смерти, связанных с использованием специальных средств, немедленно уведомляется прокурор.

В случаях использования специальных средств для обеспечения крупномасштабных операций задействуются работники медицинской службы системы органов внутренних дел.

Решение об условиях привлечения работников других лечебно-профилактических учреждений к выполнению указанных в настоящем пункте задач принимают исполнительные органы власти в РСФСР по просьбе соответствующих органов внутренних дел.

11. После применения специальных средств производится осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора несработавших изделий, выявления возможных очагов загораний и повреждений объектов жизнеобеспечения, установления и устранения негативных последствий. При необходимости проводится дегазация.

12.

Запрещается применять специальные средства при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

13. Разрешение на вооружение личного состава органов внутренних дел специальными средствами дают:

а) средствами индивидуальной защиты (защитными касками, шлемами, жилетами, бронещитами, противоударными щитами, пулезащитными куртками), палками резиновыми специальными (ПР-73 и ПР-89), наручниками (БР и БР-С), аэрозольной упаковкой «Черемуха-10» и «Черемуха-ЮМ», электрошоковыми устройствами – дежурный органа внутренних дел;

б) специальным карабином «КС-23», насадкой к карабину, патронами с резиновый пулей «Волна-Р», патронами с газовыми гранатами «Черемуха-7» и «Сирень-7», пистолетом газовым с боеприпасами, ручными газовыми гранатами: «Черемуха-6», «Черемуха-12», «Сирень-6», «Сирень-12», светошумовой гранатой «Заря» и светошумовым устройством «Пламя», малогабаритными взрывными устройствами «Ключ» и «Импульс», 40мм гранатой слезоточивого действия «Гвоздь» для подствольного гранатомета ГП-25, ручной аэрозольной гранатой «Дрейф», специальным револьверным комплексом «Удар», карабином специальным КС-23М «Дрозд», устройствами остановки автотранспорта «Еж-Диана» – начальник органа внутренних дел или его заместитель;

в) бронемашинами (БМД-1, БТР-60 ПБ, БРНД-2), водометом (автоцистерной пожарной АЦ-40), ранцевым аппаратом «Облако», жидкостным, – министр внутренних дел республики в составе РСФСР, начальник управления (главного управления) и отдела внутренних дел края, области, автономной области и автономного округа, городов Москвы и Ленинграда, начальник управления (отдела) внутренних дел на транспорте, начальник управления лесных исправительно-трудовых учреждений или их заместители.

Министр внутренних дел РСФСР и его заместители вправе давать разрешение на вооружение личного состава любыми видами перечисленных в настоящем пункте специальных средств.

14. Решение о непосредственном применении специальных средств принимает руководитель конкретной операции. Сотрудники органов внутренних дел, действующие индивидуально, принимают такие решения самостоятельно с последующим сообщением рапортом непосредственно начальнику.

15. Учет специальных средств ведется по типу и количеству изделий, их выдача производится под расписку в специальном журнале.

16. После проведения операции либо по окончании дежурства специальные средства сдаются дежурному по органу внутренних дел, о чем делается соответствующая отметка в журнале с указанием количества фактически сданных специальных средств.

Особенности применения отдельных видов специальных средств

17. Резиновые палки. Запрещается нанесение ударов по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам.

18. Наручники. Требуется периодическая (не реже чем один раз в два часа) проверка состояния фиксации замков.

19. Слезоточивые вещества. Запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ.

Специальные средства «Черемуха-12», «Сирень-12», «Облако», «Гвоздь» и «Дрейф» применяются только на открытой местности; «Черемуха-6», «Черемуха-7», «Черемуха-10», «Черемуха-ЮМ», «Сирень-6», «Сирень-7» и пистолеты газовые с боеприпасами – на открытой местности и в помещениях.

Запрещается забрасывать гранату «Черемуха-6» и «Сирень-6» в двойном исполнении в помещение, объем которого менее 60 куб. метров.

20. Патроны с резиновой пулей «Волна-Р». Отстреливаются на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части его ног.

21. Светозвуковые средства отвлекающего воздействия «Заря» и «Пламя». Применяются на расстоянии не ближе 2 метров от людей.

22. Средства разрушения преград (малогабаритные устройства). Запрещается применение в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе 2 метров от человека.

23. Устройства остановки автотранспорта.

Запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

24. Водометы. Используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации очагов пожара с помощью струи воды под давлением. Запрещается их применение при температуре ниже 0oС.

25. Бронемашины. Применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.

26. Специальные окрашивающие средства. На объектах собственности устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

27. Электрошоковые устройства. Не рекомендуется применять более 3 сек. за одно воздействие. С особой осторожностью применять в условиях повышенной влажности и не применять против лиц, находящихся в водной среде. Избегать применения в области рефлексогенных (чувствительных) зон организма: голова, шея, солнечное сплетение, сердце а также многократного повторного применения.

28. Начальники органов внутренних дел должны постоянно проводить работу по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств. Они несут персональную ответственность за ее организацию и привлечение согласно действующему законодательству к ответственности лиц, допустивших неправомерное использование специальных средств.

29. Правила эксплуатации, технического обслуживания, хранения, ношения, учета, списания и уничтожения специальных средств, необходимые меры предосторожности при пользовании ими, а также порядок организации и программы обучения личного состава устанавливаются Министром внутренних дел РСФСР. Примечание.

Под органами внутренних дел понимаются Министерство внутренних дел РСФСР, министерства внутренних дел республик в составе РСФСР, управления (главные управления) и отделы внутренних дел краев, областей, автономной области и автономных округов, районов, городов, районов в городах, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления лесных исправительно-трудовых учреждений, учебные заведения, исправительно-трудовые учреждения и иные подразделения и учреждения, созданные для осуществления задач, возлагаемых на органы внутренних дел, входящих в систему МВД РСФСР.

Источник: https://shoker.ru/press/zakon/mvd/811_455/

Применение наручников

Применение наручников сотрудниками полиции

В предлагаемой статье будут рассмотрены правовые и технические аспекты применения наручников полицией, частными охранными подразделениями, гражданами, рассмотрены законы и материалы судебной практики РФ при использовании спецсредств территориальными органами полиции, даны конкретные практические рекомендации противодействию незаконным действиям сотрудников полиции.

Немного истории

Без преувеличения с большой долей достоверности можно утверждать, что средства ограничения свободы человека были всегда. С изобретением железа появились и первые наручники, которые постепенно вытеснили деревянные колодки. Поиски оптимальной конструкции наручников велись в Европе и Америке.

Английская компания Hiatt представила первые наручники с замком и ключом. Они получили название Darby (ручные кандалы). Они одевались как на руки, так и на ноги, но имели существенный недостаток – их размер не регулировался. В 1862 г.

инженеры американской компании Tower изобрели и запатентовали наручники размер, которых мог регулироваться.

Первые советские наручники были изготовлены еще в 30-х годах минувшего столетия и получили название «БР» – браслеты ручные. Они модифицировались, но, в целом, каких-либо серьезных конструктивных изменений не произошло.

Правовой основой для использования спецсредств в советское время был знаменитый приказ МВД 1962 г., который разрешал милиции применять наручники.

Применение наручников полицией

Сразу следует сказать, что порядок и основания применения наручников регламентированы законодательством РФ только для работников полиции, сотрудников частных охранных агентств и детективов. Простые граждане также могут использовать наручники.

Главное не нарушать УК РФ. В случае обнаружения полицейским наручников у гражданина, они могут быть изъяты. Это будет противозаконно, т. к.

ни уголовный и ни административный кодекс РФ не предусматривает ответственность за хранение и ношение наручников гражданами.

Действующий закон РФ «О полиции» определяет порядок применения наручников сотрудниками полиции. Защитники правопорядка имеют право применять наручники:

– когда лицо оказывает физическое сопротивление сотруднику, при задержании преступника на месте преступления и пытающегося скрыться

-для доставления правонарушителя в органы полиции.

Тот же закон налагает запрет на использование наручников в отношении:

– беременных женщин

– инвалидов

– малолетних детей до 14 лет

Как видно из закона, основное целевое предназначение спецсредств (наручников) – в недопущении (блокировании) действий правонарушителя, которые могут угрожать полицейскому.

Но, как показывает правоприменительная деятельность, не всё так просто и однозначно с применением наручников, что дает возможность толковать нормы закона двояко.

Для примера можно рассмотреть административное задержание. Оно должно начинаться полицейским с надевания наручников нарушителю, предварительно объявив ему о задержании. Задержанный должен протянуть руки, тем самым облегчив задачу полицейскому.

Это вариант, когда задержанный идет на сотрудничество в деле своего задержания. Надев наручники, полицейский обеспечивает себе физическое преимущество над задержанным, эффективно ограничивает возможности задержанного лица к побегу и совершению правонарушений.

Далее задержанный препровождается в органы полиции для составления административных материалов.

Сразу же возникает множество вопросов. Как должны полицейским одеваться наручники задержанному? Федеральным Законом (внутренними нормативными актами полиции) это не регламентируется.

На практике наиболее часто наручники одеваются на задержанного в положении «руки спереди» или «руки сзади». Само название спецсредства «наручники» уже говорит о том, что их необходимо застегивать на руках (запястьях).

В полицейской практике иногда задержанного пристегивают к батарее, машине, надевают наручники на ноги, пристегивают руку к ноге, а самые изобретательные правоохранители умудряются пристегнуть разные руки и ноги за спиной.

Безусловно, эти способы использования наручников являются антигуманными и должны находить свою правовую оценку (квалифицироваться как превышение полицейским своих должностных полномочий). Законом время пребывания в наручниках не ограничено.

Неправильное применение наручников работниками полиции, например туго надетые на запястья, может привести к телесным повреждениям у задержанного на запястьях в виде кровоподтеков, ссадин и опухания кистей рук, а так же к более серьезным повреждениям конечностей.

Следует знать, что для безопасного нахождения в наручниках плотность зажима запястий наручниками должна быть определенной (для предотвращения травм под надетый наручник должен заходить только один мизинец).

Если наручники затянуты сильнее, возможны нарушения кровоснабжения в кистях задержанного, что может привести к травме рук. Лицо, в отношении которого применены наручники, должно находиться под наблюдением.

Задержанного правонарушителя нельзя в наручниках класть на живот, необходимо проверять руки задержанного каждый час.

В практике применения наручников возникает еще один закономерный вопрос: «А все ли модификации наручников могут быть использованы в деятельности полиции РФ»? Стопроцентная уверенность в законности применении наручников может быть, если они выданы в дежурной части полиции и имеется соответствующая отметка в книге выдачи с подписью выдавшего и получившего полицейского.

Законодательством РФ предусмотрена обязательная юридическая фиксация факта использования наручников. Сотрудником полиции в обязательном порядке составляется протокол. В нем фиксируется сам факт применения наручников и время, когда они одеты и сняты.

Факт доставки задержанного правонарушителя обязательно должен регистрироваться оперативным дежурным дежурной части в специальном журнале доставленных в дежурную часть полиции. Документального фиксирования факта применения наручников к задержанному требует и Устав патрульно-постовой службы полиции.

В рапорте полицейского обязательно должен быть отражен факт применения наручников. На практике это делается крайне редко.

Важной является информация о том, находился ли полицейский в момент задержания на службе или это было его личное время. Для подтверждения информации суд затребует копию наряда на службу из подразделения полиции.

Если вы попали в ситуацию, когда по отношению к вам незаконно были применены наручники, то незамедлительно следует сообщить на горячую линию МВД России 8-800-222-74-47.

Такое обращение обязательно будет зафиксировано и, в случае дальнейшего судебного разбирательства, будет трактоваться в вашу пользу.

Но самым весомым аргументом для суда будет судебно-медицинское исследование (заключение), в котором будет зафиксировано, что вред вашему здоровью в виде (название заболевания) наступил в результате применения наручников. В медицинском заключении должна быть указана причинно-следственная связь между действиями сотрудника полиции по использованию наручников и последствий в виде имеющегося медицинского диагноза.

Применение наручников охранником и гражданскими лицами

Применение спецсредств (наручников) частными охранниками, детективами законодательно урегулировано Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» и Постановлением Правительства РФ No587. Законодательство дает право применять наручники частному охраннику в следующих ситуациях:

1) при нападении на него и охраняемых лиц, когда их жизнь и здоровье подвергается реальной угрозе;

2) в отношении правонарушителей, которые посягают на охраняемое им имущество и оказывают физическое сопротивление.

Нападением признается действие по проникновению на охраняемый объект, попытка захвата (хищения, уничтожения) всех видов собственности, а также нападение на сотрудников охраны. Специальные средства (наручники) должны применяться частными охранниками с соблюдением:

1. Определенного порядка действий

Вначале следует предупредить о применении спецсредств. После использования спецсредств, в случае необходимости, нарушителю должна быть оказана доврачебная помощь. Обязательным является уведомление о происшедшем полицию.

2. Правил содержания задержанного

Охранник обязан следить за состоянием задержанного до прибытия полиции.

Частным охранниками и детективам запрещается использовать наручники:

а) при задержании беременных женщин;

б) инвалидов;

в) несовершеннолетних (до 18 лет).

Вне охраняемого объекта (в ситуации, когда он является свидетелем совершения преступления) частный охранник или детектив может так же использовать спецсредства (наручники), но уже как частное лицо. Его действия будут квалифицироваться законом как необходимая оборона (ст.37 УК РФ) или задержание преступника (ст.38 УК РФ).

Незаконное применение наручников, ответственность

Применение наручников сотрудниками полиции с нарушением норм закона РФ является основанием для привлечения к уголовно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Пострадавшее от таких действий лицо имеет право на возмещение ему материального ущерба и морального вреда.

По оценкам независимых экспертов количество незаконных задержаний полицией в РФ составляет от 17% до 19%, и только около 2% граждан обращаются за защитой своих прав. Задержанному может быть причинён физический, имущественный и моральный вред.

Законодательство предусматривает возможность обжаловать действия сотрудника полиции:

1. Вышестоящему должностному лицу (малоэффективно, заявитель получит формальную отписку).

2. В органах прокуратуры (срок рассмотрения заявления 30 дней, результат зависит от уровня взаимоотношений полиции и прокуратуры)

3. Суде.

На обращении в суд стоит остановиться более подробно. В какой суд обратиться? Есть два варианта: по месту жительства или по месту юридического адреса полиции. Какие перспективы? Они зависят от адвоката-практика, финансового состояния заявителя, и, самое главное, желания довести дело до победного конца.

Какие требования к адвокату? Это должен быть специалист в данной категории дел. Адвокат-специалист широкого профиля будет бесполезен. Как проверить «качество» адвоката? Необходимо у него поинтересоваться о его предыдущих делах и декларируемую успешность проверить по базе (реестру) судебных решений РФ.

Перед обращением в суд стоит отдавать себе отчет в том, что привлечение к уголовной ответственности сотрудников полиции – явление достаточно редкое, а за применение спецсредств (наручников) – из области очевидного и невероятного. Но, как показывает анализ судебной практики, такое всё-таки случается.

Обычно в действиях полицейского содержатся признаки состава преступления, предусмотренные ст. 161 УК РФ (насилие, не опасное для жизни или здоровья). Материальное компенсирование нанесенного физического вреда быть может лишь в случае наступления последствий, опасных для здоровья.

Это может быть расстройство здоровья, нанесенные увечья, инвалидность, которые придётся доказывать в суде.

Полицейский-нарушитель может быть подвергнут гражданско-правовой ответственности. Стоит знать и помнить, что в гражданском процессе бремя доказывания (сбор и предоставление суду доказательств) лежит на самом потерпевшем (заявителе и его адвокате).

Гражданский кодекс РФ регламентирует возмещение морального вреда, а также размер компенсации в ситуации, когда заявителю нанесен моральный вред. Сумма компенсации заявителю определяется судом.

Она зависит от причиненных потерпевшему нравственных страданий и физических страданий. На практике суд оценивает степень вины и ущерба в действиях полицейского. Правильный размер заявляемой финансовой компенсации сможет подсказать адвокат-практик.

Компенсация морального вреда заявителю осуществляется в денежном эквиваленте.

Самым эффективным способом получить с обидчика (сотрудника полиции) денежную компенсацию является подача искового заявления в суд о возмещении ущерба, причиненного полицейским при применении им спецсредств (наручников), в результате которых были причинены потерпевшему – заявителю телесные повреждения.

К исковому заявлению, которое поможет подготовить адвокат, надо приложить медицинское заключение с указанием степени тяжести телесных повреждений, а также указать какой причинен имущественный вред (повреждения вещей, обуви и т.п.).

В заявлении необходимо указать размер ущерба в денежном эквиваленте, который необходимо взыскать с ответчика (территориального органа полиции) за причинённый вред здоровью и отдельно ущерб, причиненный имуществу.

К исковому заявлению прикладываются: медицинские справки, заключения врачей о состоянии здоровья, справки об имущественном ущербе, ценными будут показания свидетелей, обязательно приложить квитанцию об уплате госпошлины.

Самостоятельно собрать все необходимые документы и грамотно подготовиться к судебному процессу практически невозможно, поэтому придется прибегнуть к услугам адвоката.

Заключение. Безнаказанность порождает произвол и новые правонарушения

Вседозволенность полицейских пробуждает в них полную уверенность в собственной безнаказанности. Так не должно быть. Беспредельщики в погонах должны понести заслуженное наказание.

Для этого практика привлечения нерадивых полицейских за нарушение ими законов РФ к ответственности должна стать нормой. Для этого надо не бояться защищать свои личные имущественные и не имущественные права, отстаивать свои законные права и интересы в суде и, самое главное, помнить, что лишь идущий осилит дорогу.

06.09.17

Источник: http://inperpetuum.net/0/primeneniye-naruchnikov.php

Глава 5

До вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможностью применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. 7.

Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, прошедшие специальную подготовку и проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека

Применение наручников сотрудниками полиции

21 Июня 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил разъяснения Федеральной службы исполнения наказаний России о правовых основах применения наручников при конвоировании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в медицинские учреждения.

Совет продолжит изучение данного вопроса, принимая во внимание случай обвиняемого экс-директора “Гоголь-Центр” Алексея Малобродского, в отношении которого были применены наручники при госпитализации с подозрением на инфаркт. 

Ранее позиция по данному вопросу была представлена Министерством внутренних дел.

  • 1. Письмо МВД России
  • 2. Письмо ФСИН России

Документы

Уважаемый Михаил Александрович!

Министерством внутренних дел Российской Федерации Ваше обращение по вопросам нормативной правовой регламентации порядка применения наручников при конвоировании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в медицинские учреждения рассмотрено.

Сообщаем, что право сотрудников полиции применять специальные средства, в частности средства ограничения подвижности (наручники) при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, закреплено пунктом 6 части первой и пунктом 3 части второй статьи 21 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции).

При этом пунктом 1 части первой статьи 22 Закона о полиции предусмотрен запрет на применение специальных средств в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. В то же время законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо ограничений на применение названных средств к «тяжелобольным лицам». Основания для применения средств ограничения подвижности (наручников) при конвоировании подозреваемых и обвиняемых в тех или иных случаях определены приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп «Об утверждении наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» (далее – Наставление). Наставление не выделяет какой-то особый порядок их применения к лицам, находящимся под стражей в медицинских организациях. Соответствующее   решение   принимается   старшим   конвойного   наряда индивидуально, в зависимости от личностных характеристик конвоируемого лица, его склонности к совершению противоправных действий, наличия оперативной информации о намерении совершить побег, а также с учетом иных обстоятельств. Следует отметить, что на практике пренебрежение указанными нормами безопасности неоднократно приводило к чрезвычайным происшествиям, в том числе связанным с побегами заключенных под стражу лиц из медицинских организаций, причинением членовредительства себе или телесных повреждений посторонним лицам.

МВД России не располагает информацией о нарушениях прав подозреваемых и обвиняемых при их конвоировании и содержании под стражей в медицинских учреждениях и выражает готовность рассмотреть возможно имеющиеся в Вашем распоряжении сведения о подобных случаях для проведения по ним проверок в установленном порядке.

Первый заместитель Министра                              А.В. Горовой

К оглавлению ↑

Письмо ФСИН России

Федеральной службой исполнения наказаний рассмотрено письмо Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Федотова М.А.

по вопросу предоставления нормативных правовых актов, регламентирующих порядок применения наручников при конвоировании обвиняемых, подсудимых и осужденных в медицинские учреждения. Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания определены Законом Российской Федерации от 27 июля 1993 г.

№ 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон).

В соответствии со статьей 28 Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях, установленных настоящим Законом.

Согласно статье 30 Закона, которой определен порядок применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы специальных средств, наручники применяются сотрудниками в следующих случаях:

  • для пресечения преступлений;
  • для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной
  • для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;
  • для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;
  • для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;
  • при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;
  • при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;
  • для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;
  • для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега.

Также сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применять наручники в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 7 мая 2009 г.

№ 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением».

Указанные нормативные правовые акты находятся в общем доступе в сети Интернет.

Документов ограниченного доступа по данным вопросам не имеется.

Врип заместителя директора                       В.П. Балан

Источник: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/4733/

Юрист онлайн
Добавить комментарий