Подследственность следственного комитета

Подследственность уголовных дел

Подследственность следственного комитета

Подследственность уголовных дел- это совокупность определенных признаков уголовного дела которые позволяют отнести предварительное следствие или дознание  к компетенции того или иного органа предварительного следствия. Подследственность уголовных дел закреплена в ст.151 УПК РФ, которая периодически притерпевает изменения. 

 Виды подследственности

Из содержания ст.151 УПК РФ можно выделить следующие виды подследственности уголовных дел:

  1. подследственность предметная (родовая);
  2. подследственность альтернативная ( смешанная);
  3. подследственность персональная ;
  4. подследственность территориальная.

    Подследственность предметная (родовая)

Эта подследственность заключается в том, что подследственность уголовного дела определяется  в зависимости от состава расследуемого преступления, то есть в зависимости от статьи УК РФ по которой квалифицируются действия виновного.

По этому признаку к подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены  уголовные дела  относящиеся к категории тяжких и особо тяжких против личности, в частности уголовные дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности, доведения до самоубийства, изнасиловании, преступления против конституционных прав граждан, против государственной власти, интересов государственной службы,  основ конституционного строя, против правосудия, против порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества.

К подследственности следователей органов ФСБ отнесены уголовные дела о контрабанде,  преступления против общественной безопасности.

Предметным признаком определяется и подследственность  следователей  ФСКН  РФ( органов по контролю за оборотом наркотических средств). Это уголовные дела  в сфере незаконного оборота наркотических средств.

В зависимости о предметной подследственности, то есть состава преступления предварительное расследование проводится следователями или дознавателями. Преступления небольшой тяжести отнесены к  подследственности дознавателей органов внутренних дел.

Уголовные дела средней тяжести и тяжкие  расследуют следователи органов внутренних дел. Например, уголовные дела о неквалифицированной краже (  по ч.1 ст.158 УК РФ ) предварительное расследование проводится дознавателями органов внутренних дел, дела о квалифицированной краже (  по ч.2 и ч.3 ст.

158 УК РФ) расследуются следователями органов внутренних дел.

Подследственность альтернативная (смешанная)

 – это когда расследование уголовных дел той или иной категории, в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования принадлежащим различным ведомствам.

Так уголовные дела о незаконном обороте наркотических средств расследуют как следователи органов внутренних дел так и следователи            ФСКН РФ в зависимости от того, чьи оперативные подразделения раскрыли это преступление.

Подследственность персональная

-это подследственнасть которая зависит от субъекта совершившего преступление. Так  уголовные дела о преступлениях  совершенных сотрудниками МВД, ФСБ  расследуют следователи следственного комитета. Следователи следственного комитета расследуются уголовные дела в отношении военнослужащих, судей, должностных лиц таможенных органов.

Подследственность территориальная

По общему правилу уголовные дела расследуются следственными органами по месту совершения преступления. (ст.152 УПК РФ). Это правило распространяется на  следствие так и дознание.

В связи с наличием этого правила имеется немало случаев, когда оперативные сотрудники переносили обнаруженные криминальные трупы с места его обнаружения на другое место, относящее к территории соседнего отдела МВД.

Если преступление является длящимся или продолжаемым, то есть началось в одном месте, а закончилось в другом, то расследование должно производится по месту окончания преступления.

Из названного общего правила предусмотрено исключение. В ч.4 ст.152 УПК РФ предусмотрена  возможность в случаях расследования уголовного дела не по месту его совершения, а по месту нахождения обвиняемого, большинства свидетелей и потерпевших.  Такое возможно в случаях, когда преступление совершено вне пределов России или потерпевший проживает за пределами России.

Решение о передачи уголовного дела в таких случаях принимается руководителем следственного органа, а по уголовным делам расследуемым дознавателем- прокурор.

По делам особой важности руководитель следственного органа своим мотивированным постановлением может  передать уголовное дело для производства предварительного расследования, в вышестоящий следственный орган уведомив  об этом прокурора в письменной форме.

  Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел.

Доказательства собранные ненадлежащим должностным лицом являются недопустимыми. Отсюда доказательства полученные следователем (дознавателем) с нарушением правил о подследственности не могут быть положены в основу приговора суда.

Если нарушение правил подследственности  уголовных дел было выявлено на поздних стадиях уголовного процесса, это обстоятельство может повлечь прекращение уголовного дела, например в связи с уничтожением вещественных доказательств по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков.

  Подследственность при проведении неотложных следственных действий

Анализ УПК РФ говорит о возможности проведения неотложных следственных действий (ПНСД) как при изменении формы предварительного расследования (смешанная форма расследования), так и при производстве расследования в одной форме (дознании или предварительном следствии).

ПНСД в смешанных формах предварительного расследования можно условно разделить на группы — в зависимости от того, каким органом или должностным лицом они будут проводиться.

1. При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие возможны следующие варианты:

а) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело руководителю следственного органа для решения вопроса о подсудности (части 1, 3 ст. 157 УПК РФ);

б) дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности следователю.

ПНСД при сохранении формы предварительного расследование можно проиллюстрировать на следующем  примере. Предварительное расследование начал проводить следователь органов внутренних дел РФ, и в результате выяснилось, что лицо, в отношении которого осуществляется следствие, относится к особой категории лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ.

В этом случае следователь органов внутренних дел  проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа. По установленным ст.

151 УПК РФ правилам подследственности руководитель следственного органа передает такое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ для производства дальнейшего следствия.

При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит НСД, после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности дознавателю.

Источник: http://pershickow.ru/podsledstvennost-ugolovnyx-del.

Подследственность следственного комитета

Подследственность следственного комитета

В ходе производства предварительного расследования существуют предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством требования, позволяющие определить полномочия того или иного органа предварительного расследования, который имеет право на производство определенных процессуальных (следственных) действий, а также компетенцию данного органа предварительного расследования на производство предварительного расследования. Данное положение характеризуется подследственностью по уголовному делу. При производстве по уголовному делу все возникающие споры о подследственности разрешаются прокурором.

Подследственность уголовных дел — система юридических признаков уголовного дела, на основе которых можно определить орган, полномочный расследовать конкретное уголовное дело.

Различают следующие признаки подследственности:

1) предметный признак подследственности;

2) территориальный признак подследственности;

3) персональный признак подследственности;

4) по связи с делом.

Как правило, предметному признаку подследственности

соответствуют следующие положения:

— общественная опасность совершенного преступления;

— юридическая квалификация содеянного;

— сложность обстоятельств совершенного преступления для производства предварительного расследования.

Кроме того, предметному признаку подследственности соответствует ведомственный критерий подследственности.

Исходя из предметного признака подследственности устанавливаются перечни преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия или дознания.

Так, в ходе производства предварительного следствия уголовные дела могут быть подследственны следователям различных ведомств:

а) следователям Следственного комитета РФ — уголовные дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 151, среди которых дела о тяжких и особо тяжких преступлениях;

б) следователям органов федеральной службы безопасности — уголовные дела о преступлениях, имеющих характер посягательств на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности (контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм; организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др.). В том случае, если государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, составляющих государственную тайну, совершаются специальным субъектом, указанным в п. “в” п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК, то предварительное следствие проводится следователями органов федеральной службы безопасности;

в) следователям органов внутренних дел РФ — уголовные дела о преступлениях против государственной, муниципальной и личной собственности, здоровья граждан, общественной безопасности и общественного порядка и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел, определен в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК;

г) следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — о преступлениях, связанных с контрабандой наркотических средств, незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, пересылкой, сбытом наркотических или психотропных веществ и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных следователям органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, определен в п. 5 ч.

Статья 151 УПК РФ. Подследственность

2 ст. 151 УПК.

При производстве дознания в соответствии с предметным (родовым) признаком уголовные дела подследственны:

а) дознавателям органов внутренних дел РФ — все уголовные дела, за исключением тех, которые подследственны другим органам дознания;

б) дознавателям пограничных органов ФСБ России — уголовные дела, связанные с нарушением законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, с незаконной добычей водных животных и растений и т.д. Весь перечень преступлений, подследственных дознавателям пограничных органов ФСБ РФ, определен в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК;

в) дознавателям органов Федеральной службы судебных приставов — уголовные дела, связанные с преступлениями против правосудия, т.е. преступлениями, предусмотренными ст. 294 УК (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования), ст. 297 УК (неуважение к суду), ст. 315 УК (неисполнение приговора суда, решение суда или иного судебного решения) и т.д.;

г) дознавателям таможенных органов РФ — уголовные дела, связанные с контрабандой, уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или с физического лица;

ж) дознавателям органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — преступления, связанные с уничтожением или повреждением имущества по неосторожности, нарушением правил пожарной безопасности, уничтожением или повреждением лесов;

з) дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — уголовные дела, связанные с преступлениями против здоровья населения (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов и т.д.).

Территориальному (местному) признаку подследственности соответствует одно из общих условий предварительного расследования — место производства предварительного расследования. Кроме того, территориальный (местный) признак подследственности обусловливается местом:

— совершения преступления;

— обнаружения преступления;

— нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

https://www.youtube.com/watch?v=Gz8H-utS6WM

Предварительное расследование должно производиться в том районе, где совершено преступление. В случае, если преступление начато в одном месте, а окончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения наибольшей быстроты и полноты расследования оно может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональный (личный) признак подследственности по уголовным делам характеризуется служебным положением лица, совершившего преступление, а также должностным положением обвиняемого. Причем категория преступления не имеет значение.

Так, исходя из персонального (личного) признака подследственности при производстве предварительного расследования в форме предварительного следствия, уголовные дела будут подследственны:

а) следователям военно-следственных органов Следственного комитета РФ, которые расследуют уголовные дела о всех преступлениях, независимо от их категории, совершенных:

o военнослужащими по призыву или по контракту;

o гражданами, проходящими военные сборы;

o лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона.

Кроме того, следователи военно-следственных органов Следственного комитета РФ вправе осуществлять производство предварительного расследования о преступлениях, которые были совершены в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований в связи с их служебной деятельностью;

б) следователям территориальных органов Следственного комитета РФ подследственны все уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Речь в данном случае идет о следующих категориях должностных лиц:

o членах Совета Федерации и депутатах Государственной Думы, депутатах законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатах, членах выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

o судьях Конституционного Суда РФ, судьях федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судьях и судьях конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжных или арбитражных заседателях в период осуществления ими правосудия;

o Председателе Счетной палаты РФ, его заместителях и аудиторах Счетной палаты РФ;

o Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

o Президенте РФ, прекратившем исполнение своих полномочий, а также кандидате в Президенты РФ;

o прокурорах;

o Председателе Следственного комитета РФ;

o руководителях следственных органов;

o следователях;

o адвокатах;

o членах избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

o зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

По связи с делом — представляет собой такой признак подследственности, который свидетельствует о том, что производство предварительного следствия производится теми органами предварительного следствия или дознания, которые выявили преступление. Речь в данном случае идет о ч. 5 ст. 151 УПК.

Подследственность и её виды

Компетенция различных органов следствия разграничивается на основе правил о подследственности– совокупности установленных законом признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство следствия относится к ведению определенного следователя (ст. 151 УПК).

Выделяются следующие юридические признаки уголовного дела, на основе которых определяется его подследственность:

1) предметный (родовой);

2) территориальный (местный);

3) персональный (личный);

4) альтернативный (смешанный);

5) по связи уголовных дел.

Предметный (родовой) признакподследственности определяется характером совершенного преступления, его квалификацией, в зависимости от чего разграничивается компетенция между следователями различных следственных органов: прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и т.д. (ст. 151 УПК).

Разделение по территориальному (местному) признакупозволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предвари–тельного следствия в зависимости от той территории, на которую распространяется их юрисдикция,т.е. подследственность определяется местом (районом) совершения преступления (ст. 152 УПК).

Персональный (личный) признакопределяет подследственность уголовного дела на основе определенных особенностей субъекта преступления. На–пример, следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ осуществляется предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, со–вершенных депутатами, судьями.

Альтернативный, или смешанный, признак подследственности предполагает возможность рас–следования ряда преступлений тем или иным следователем в зависимости от того, кем данное преступление выявлено.

Альтернативный признак подследственности используется при определении подследственности по уголовным делам о мошенничестве, присвоении или растрате чужого имущества и ряде других преступлений, перечисленных в ч. 5 ст.

151 УПК.

Разновидностью альтернативной подследственности можно считать отнесение уголовно-процессуальным законом уголовных дел об одних и тех же преступлениях к подследственности следователей разных ведомств. В частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.

208—210 УК (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества), указаны одновременно в перечнях уголовных дел, подлежащих расследованию и следователями следственного комитета при прокуратуре РФ, и следо–вателями органов внутренних дел (п. 1, 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

В подобных случаях подследственность уголовного дела конкретному следователю окончательно определяется прокурором.

По признаку связис преступлениями, расследуемыми следователями той или иной ведомственной принадлежности, определяется подследственность уголовных дел о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, получении взятки и иных подобных преступлениях. Предварительное след–ствие по указанным уголовным делам производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

Статья 151. Подследственность

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

Источник: https://berkutgun.ru/podsledstvennost-sledstvennogo-komiteta/

Подследственность по ст. 151 УПК РФ – в 2019 году, уголовно-процессуальный кодекс, статья, предварительное расследование преступления,

Подследственность следственного комитета

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в 2019 году устанавливает регламент в отношении проведения расследования преступления. Подобная необходимость является значимой, учитывая то количество различных правоохранительных структур, которые ведут свою деятельность на территории России.

Таким образом достигается замысел, который был заложен законодательными органами. Стоит понимать, что не все нормативные акты обладают исключительной эффективностью – зачастую в них формируются множество уточнений, которые в дальнейшем лишь замедляют ход процесса.

Отдельное внимание следует обратить на так называемую подследственность по ст. 151 УПК РФ, определяющей, какой орган будет расследовать то или иное преступление.

Статья 151 УПК РФ. Подследственность

Общие положения

Действие ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации актуально в случае выявления любого преступления. Это очевидно, учитывая, что первоначально устанавливается структура, которая будет расследовать дело.

Уточнение подследственности позволяет провести данную процедуру в краткие сроки. Это является реальным, так как в статье дополнительно отражены критерии, по которым и определяется ответственный правоохранительный орган.

Вместе с тем, не все так гладко проходит, как было задумано изначально. Существует немало уточнений по компетенциям прокурора. В частности, он имеет право на перераспределение подследственности.

Таким образом, нельзя быть абсолютно уверенным в том, какая служба будет рассматривать то или иное дело.

Более того, многие производства включают в себя сразу несколько уголовных статей, каждая из которых относится к своему органы.

В связи с этим и является актуальным уточнить не только основные положения статьи, но и ее ключевые нюансы.

Предварительное расследование

Сама процедура предварительного расследования находится в ведении Следственного комитета Российской Федерации по уголовным делам. Иначе говоря, осуществляет процесс следователь от данной структуры.

Однако данное не всегда является актуальным, а только по делам следующего характера:

  • при совершении тяжких и особенно тяжких преступлений при участии несовершеннолетних лиц – они могут выступать как виновными, так и пострадавшими;
  • при преступлениях с участием лиц, отраженных в ст. 447 УПК РФ — Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства;
  • при совершении преступлений с участием должностных лиц правоохранительных структур и воинских формирований;
  • при иных преступлениях, предусмотренных п. 2 ст. 151 УПК РФ.

Также предварительное расследование может быть осуществлено следователем иных правоохранительных органов, а именно:

  • органы внутренних дел;
  • ФСБ;
  • служба по контролю за оборотом наркотических веществ.

Каждое должностное лицо отвечает за свой перечень статей, связанных непосредственно с его обязанностями.

Как правило, дознание проводится после предварительного расследования.

В рассматриваемой статье предусмотрено распределение подследственности среди дознавателей следующим образом:

Органы внутренних дел РФ По всем делам уголовного характера, определенных ст. 150, кроме ч. 3-6, 9 п. ст. 151 УПК РФ.Статья 150 УК РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
ФСБ По специфичным преступлениям ст. 253 и ст. 256, ст. 322 и ст. 323 УК РФ.Статья 253 УК РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфеСтатья 256 УК РФ. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсовСтатья 322 УК РФ. Незаконное пересечение Государственной границы Российской ФедерацииСтатья 323 УК РФ. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации
Федеральная служба судебных приставов По отдельным делам ст. 157 и ст. 177, ст. 294, ст. 297, ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ.Статья 177 УК РФ. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженностиСтатья 294 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследованияСтатья 297 УК РФ. Неуважение к судуСтатья 311 УК РФ. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процессаСтатья 312 УК РФ. Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискацииСтатья 315 УК РФ. Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта
Государственный пожарный надзор федеральной противопожарной службы По нарушениям, связанных с пожарной безопасностью, ст. 168, ст. 219, ст. 261 УК РФ.Статья 168 УК РФ. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожностиСтатья 219 УК РФ. Нарушение требований пожарной безопасностиСтатья 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесных насаждений
Следственный комитет РФ По делам ст. 150 (ч. 3) УПК РФ совершенных отдельными лицами.
Таможенные органы РФ По соответствующим деяниям ст. 194, ст. 200.1 УК РФСтатья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лицаСтатья 200.1 УК РФ. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
Служба по контролю за оборотом наркотических веществ По делам ст. 228, ст.ст. 231 и 232, ст. 234, ст. 327 УК РФ.Статья 228 УК РФ. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовлениеСтатья 231 УК РФ. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства

В случае объединения в одном производстве уголовных дел, которые попадают под подследственность различных структур, ответственное лицо устанавливается прокурором.

Источник: https://jurjur24.ru/podsledstvennost-po-st-151-upk-rf/

Подследственность (ст. 151 УПК РФ)

Подследственность следственного комитета

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК.

Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность.

То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение принимает прокуратура. Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства.

Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии.

Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны возбудить дело, собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно доказуемы. В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные должностными лицами органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие.

Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место.

Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/prestupleniya/podsledstvennost-st-151-upk-rf

Юрист онлайн