Наполняемость каждого класса не должна превышать

Действующие СанПиН для школьных учебных заведений с изменениями и поправками –

Наполняемость каждого класса не должна превышать

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется. Последние корректировки в документ вносились в 2017 году.

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся;
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;
  • школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников; кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Интерактивные доски допускается непрерывно использовать в течение пяти минут в 1-4-х классах, десяти минут – в 5-11-х классах. Общее время использования таких досок не должно превышать 25 и 30 минут соответственно. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.

Наполняемость классов, организация учебы и отдыха

Ранее в документе указывалась максимально допустимая наполняемость классов, которая составляла 25 человек (за исключением компенсирующих классов).

После внесения изменений предельно допустимое количество учащихся в одном классе рассчитывается исходя из соблюдения нормы площади на одного ученика.

Кроме этого, учитывается соблюдение требований к естественной и искусственной освещенности, расположению мебели, удаленности от светонесущей стены. Все эти требования должны соблюдаться для сохранения зрения детей.

Особые требования прописаны для организации учебы первоклассников. Так, длительность занятий для них не должна превышать сорок минут. Что касается организации отдыха, документ разрешает организацию дополнительных каникул для учащихся первых классов вне зависимости от учебных четвертей.

СанПиН предусматривает проведение в школах занятий в группах продленного дня, при условии включения в расписание полдника и непродолжительных прогулок. Также документ определяет, что сотрудники школ должны не реже одного раза в 12 месяцев проходить переподготовку и аттестацию.

Предполагается, что новые нормы должны улучшить условия и качество учебного процесса, что положительно скажется на его результатах.

Общий, максимальный, недельный объем аудиторной и внеаудиторной нагрузки приведен в таблице 1:

Таблица 1

Источник: http://semeynoepravo.com/medicina/sanpin-dlya-shkoly.html

Наполняемость каждого класса не должна превышать

Наполняемость каждого класса не должна превышать

Каждые родители хотят, чтобы их ребенку в школе было комфортно, и чтобы он получил от учителя все необходимые знания. Но о каком комфорте для ребенка может идти речь, если в классе 40 человек и учитель просто не успевает уделить внимание каждому ученику?

Нормативы по количеству учеников в классе

По закону в классе не должно быть больше 25 детей и это правило нужно выполнять в каждой школе.

Что говорит Закон: сколько учеников должно быть в классе?

Пункт 26 «Типового Положения об общеобразовательном учреждении», утвержденном Правительством РФ 19 марта 2001 года № 196 гласит: «наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 учеников».

Поэтому учеников в классе может быть даже двое, но не больше 25 человек. В Уставе школы должно быть указано, что детей в классах может быть меньше 25. В сельских школах количество детей в одном классе определяется, исходя из потребностей местного населения.

Пункт 31 этого Типового Положения предусматривает деление детей в классе на две группы, если их 25 человек. На две группы могут поделить детей на уроках иностранного языка, трудовом обучении, на практических занятиях по физике и химии, на занятиях по вычислительной технике.

Действующий СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» тоже предусматривает 25 учеников в классе. Большое количество учеников в классе нарушает санитарные нормы и общий учебный процесс.

Как происходит все на практике

Администрации школ пытаются обойти эти запреты, и иногда в классах учится по 40 человек. Но на администрацию можно найти управу родителям. Можно пожаловаться на директора школы в вышестоящие инстанции. Согласно ст. 50 Закона РФ «Об образовании» администрация школы отвечает за жизнь и здоровье своих учеников.

За несоблюдение норм санитарного законодательства образовательное учреждение может заплатить административный штраф. Это предусмотрено ст. 6,7 № 195-ФЗ «Кодекс об административных правонарушениях». По этому закону на должностных лиц налагается штраф в размере от 3 до 7 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 30 до 70 тыс.

рублей.

В то же время от общего количества детей в школе зависит ее финансирование бюджетом. А заработная плата учителей будет зависеть от количества учащихся в классе. Поэтому директора многих школ обходят вышеуказанные законы и формируют классы, в которых больше 25 детей. Но какие знания может получить ученик, если на уроках спрашивают только тех детей, которые активно поднимают руки?

Конечно, это не очень хорошо отражается на процессе обучения, но реформаторы, которые установили оплату учителям за количество учеников в классе, об этом не задумывались. А по новым нормативам ставка на преподавателя часто выделяется только в том случае, если у него в классе есть 25 учеников.

На сегодняшний день только частные школы и гимназии с хорошим финансированием могут позволить себе малочисленные классы, у обычных школ такая возможность бывает редко.

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности?

Какая установлена нормативная наполняемость классов в общеобразовательных школах городской и сельской местности? Имеют ли право органы управления образованием требовать, чтобы в классе было не менее 25 учащихся в городской школе? Кто и как может быть наказан за превышение предельной наполняемости классов?

Согласно п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении*(1) количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. При этом п.

26 Типового положения об общеобразовательном учреждении наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.

Таким образом, из приведенных норм следует, что Типовым положением об общеобразовательном учреждении определена предельная наполняемость классов для школ городской местности — 25 учащихся в классе.

О наполняемости классов

Формирование классов с наполняемостью более 25 человек данным положением не разрешается.

При этом наполняемость классов в количестве 25 обучающихся установлена только для общеобразовательных учреждений в городской местности. Согласно п. 27 Типового положения об общеобразовательном учреждении количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

Иногда ошибочно говорят о нормативной наполняемости класса в сельской местности в 20 человек. Согласно п.

31 Типового положения об общеобразовательном учреждении при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в сельских — не менее 20 человек. Таким образом, 20 человек — это лишь наполняемость класса в сельской местности, при которой осуществляется деление класса на две группы при проведении определенных занятий.

Тем самым в любом сельском общеобразовательном учреждении (а не только отнесенном к категории малокомплектных) должен открываться класс даже с наполняемостью 1 — 2 учащихся, если того требуют потребности населения.

Закрывать школу в таком случае органы управления образованием не имеют права, если не получат на то согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (это требование п. 5 ст. 34 Закона об образовании*(2)). В случае получения такого согласия можно говорить об отсутствии потребности населения в открытии классов в сельской школе.

При его отсутствии жители могут требовать (в том числе обращаясь в органы прокуратуры или суд) открытия класса в сельской школе, независимо от его наполняемости.

Следует отметить, что п. 2.3.1 СанПиНа 2.4.2.1178-02 жестко определяется, что наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Поэтому превышение наполняемости в 25 человек в любом классе общеобразовательной школы является грубым нарушениям санитарных норм.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения в соответствии со ст. 6.7 КоАП РФ должностные лица (в том числе директор общеобразовательного учреждения) могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

, а юридическое лицо (общеобразовательное учреждение) — в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Кроме того, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека*(3) предоставляет органам Роспотребнадзора достаточно широкий спектр полномочий, в том числе пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные данным законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Возможны вынесения предписаний органами Роспотребнадзора о прекращении деятельности общеобразовательного учреждения вследствие нарушения санитарных норм до их устранения.

Кроме того, возможны и представления прокуратуры по поводу нарушения законодательства об образовании и прав детей на образование.

При этом действия органа управления образования могут быть расценены как подстрекательство к нарушению законодательства, влекущему нарушение прав граждан на образование (переполненность классов и нарушение санитарных норма), и, следовательно, злоупотребление полномочиями должностными лицами органа управления образованием.

В связи с этим возможно даже возбуждение уголовных дел по отношению к руководителям органов управления образованием, издающим нормативные акты, предписывающие открывать классы только при его наполняемости 5 и более учащимися, по ст. 285 УК РФ.

А.Б. Вифлеемский

1 февраля 2009 г.

“Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера“, N 2, февраль 2009 г.

————————————————————————-
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196.

Источник: https://berkutgun.ru/napolnjaemost-kazhdogo-klassa-ne-dolzhna-prevyshat/

СанПиН для школ с изменениями на 2021 год

Наполняемость каждого класса не должна превышать

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 – 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования – на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 – 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика 8
Русский (национальный, иностранный язык) 7
Природоведение, информатика 6
Русская (национальная) литература 5
История (4 классов) 4
Рисование и музыка 3
Труд 2
Физическая культура 1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия 13 10 12
Геометрия 12 10 8
Физика 8 9 13
Алгебра 10 9 7
Экономика 11
Черчение 5 4
Мировая художественная культура (МХК) 8 5 5
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5
Природоведение 7 8
География 7 6 6 5
Граждановедение 6 9 9 5
История 5 8 6 8 10
Ритмика 4 4
Труд 4 3 2 1 4
Литература 4 6 4 4 7
ИЗО 3 3 1 3
Физическая культура 3 4 2 2 2
Экология 3 3 3 6 1
Музыка 2 1 1 1
Информатика 4 10 4 7 7
ОБЖ 1 2 3 3 3

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Физика 12 Информатика, Экономика 6
Геометрия, химия 11 История, Обществознание, МХК 5
Алгебра 10 Астрономия 4
Русский язык 9 География, Экология 3
Литература, иностранный язык 8 ОБЖ, Краеведение 2
Биология 7 Физическая культура 1

С целью обсуждения насущных вопросов развития образования в России регистрация работников образовательных учреждений субъектов РФ осуществляется во ВСЕРОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ здесь https://worknet-info.ru/socset_rabotnIkov_obrazovaniya

Источник: https://worknet-info.ru/read-blog/452

В 2017 году изменены санитарные нормы организации обучения в школах

Наполняемость каждого класса не должна превышать
Внесены изменения в санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Минюст России зарегистрировал соответствующее постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2016 г.

Этот документ уточняет порядок применения санитарных правил, применимых ко всем общеобразовательным организациям, которые реализуют основные общеобразовательные программы, а также осуществляют присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Требования к учреждениям – школам

Также в документе определены новые нормы для общеобразовательных учреждений:

1. Место стоянки автотранспортных средств для перевозки учащихся (в том числе – с ограниченными возможностями здоровья) на территории строящихся зданий общеобразовательной организации;

2. При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, –  отапливаемые переходы из одного здания в другое.

3. Кроме того, постановление обязывает оснащать гардеробы не только вешалками и ячейками для обуви, но и крючками для одежды, расположенными на высоте, соответствующей росту и возрасту учащихся. Также необходимо оборудовать гардеробные скамейками.

4. Изменились требования к классным доскам, на которых пишут мелом. Они могут быть не только темно-зеленого, но и темно-коричневого цвета. Учебные помещения оборудуются как интерактивными досками, так и сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации. Все они должны отвечать гигиеническим требованиям.

Несколько положений постановления относятся к работе малокомплектных общеобразовательных организаций.

В них должен быть обязательный набор помещений: гардероб, учебные кабинеты, актовый зал, библиотека, столовая, санитарные узлы, рекреация, помещение для хранения уборочного инвентаря, помещения медицинского назначения, спортзал (с раздельными душевыми и туалетами для мальчиков и девочек, раздевалками площадью не менее 14 кв. м), снарядная, административно-хозяйственные помещения.

Нагрузка в неделю для учащихся

Меняются и гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки учеников.

В постановлении уточняется, что максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка должна быть в объеме 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов соответственно для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-9-х, 10-11-х классов. А внеурочная нагрузка не может быть более 10 академических часов для всех школьников.

Поправки детализируют и общий объем нагрузки учеников в течение дня:

  • для первоклассников – 4 урока и один раз в неделю – 5 уроков (за счет урока физкультуры);

  • для учащихся 2 – 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков (с учетом урока физкультуры);

  • для учащихся 5-7 классов – не более 7 уроков;

  • для учеников 8-11 классов – не более 8 уроков.

Аудиторная недельная нагрузка не должна превышать:

  • для первоклассников – 4 урока;

  • для учеников 2-4-х классов –5 уроков;

  • для учеников 5-6-х классов –  6 уроков;

  • для учащихся 7-11-х классов –7 уроков.

Возможны сдвоенные уроки физической культуры (занятия на лыжах, плавание в бассейне).

Особое внимание уделено в постановлении времени непрерывного использования на уроках компьютера с жидкокристаллическим монитором. Максимальная продолжительность должна быть не более

  • 20 мин. – в 1 – 2-х классах;

  • 25 минут – в 3 – 4-х классах;

  • 30 мин. – в 5 – 6-х классах;

  • 35 мин. –  в 7 – 11-х классах.

Ограничена и непрерывная продолжительность работы на уроках с интерактивной доской:

  • 5 мин. – в 1 – 4-х классах;

  • 10 мин. – в 5 – 11 классах.

А суммарное время использования интерактивной доски на уроках не должно превышать:

  • 25 мин. – в 1- 2-х классах;

  • 30 мин. – в 3 – 11-х классах.

Эти нормы должны соблюдаться при оптимальной смене видов деятельности, плотности уроков 60- 80%, физкультминутки, офтальмотренажа. При этом запрещено использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Наполняемость в классах

Новый СанПин для частных детских садов. Требования и нормы

В постановлении также отмечено, что теперь вместо указания на максимальное количество обучающихся в классе (“наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек”) количество учащихся в классе будет определяться, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося. При этом учитывается также соблюдение требований к к естественному и искусственному освещению, расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленность мест для занятий от светонесущей стены.

Если присутствуют все необходимые условия и средства для обучения, возможно деление классов по учебным предметам на группы.

Организация отдыха школьников – каникулы

В соответствии с постановлением, теперь возможна организация дополнительных каникул для первоклассников, независимо от четвертей или триместров (ранее предусматривались дополнительные недельные каникулы лишь в середине третьей четверти).

Установлено, что в общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих полдник и прогулки для всех школьников, а также полдник, прогулки и дневной сон для первоклассников.

В постановлении определено, что сотрудники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, должны не реже одного раза в два года проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Источник: https://informatio.ru/news/education/izmeneny_sanitarnye_normy_organizatsii_obucheniya_v_shkolakh/

Юрист онлайн