Минздрав РФ гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Минздрав РФ гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Минздрав РФ гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Российская медицинская академия последипломного образования

Кафедра авиационной и космической медицины

ТУГОУХОСТЬ У ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

(диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика

профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)

Методические рекомендации для врачей гражданской авиации

Москва 2004

Методические рекомендации “Тугоухость у пилотов гражданской авиации (диагностика, врачебно-летная экспертиза и профилактика профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии)” подготовили: Разсолов Н.А. (ответственный редактор), д.м.н., проф. – зав. кафедрой авиационной и космической медицины РМАПО МЗ РФ; Юстова В.Д., к.м.н. и Колесникова Е.В.

, к.м.н. – доценты кафедры авиационной и космической медицины РМАПО МЗ РФ; Быстрова А.Г., к.м.н. — председатель Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации; Чернышев Д.А. – главный оториноларинголог Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации; Родионов О.Н., к.м.н.

– главный врач Медицинского центра ОАО “Аэрофлот”; Козин О.В., к.м.н. – врач оториноларинголог Медицинского центра ОАО “Аэрофлот”; Виноградов С.С. – главный специалист Федерального центра госсанэпиднадзора; Панкова В.Б., д.м.н., проф.

– заведующая отделением клинических исследований профпатологии Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены Министерства путей сообщения РФ.

Методические рекомендации предназначены для авиационных врачей и врачей оториноларингологов медицинских учреждений гражданской авиации. Они также будут полезны профпатологам и гигиенистам, занимающимся проблемой тугоухости.

Рецензенты: Пискунов Геннадий Захарович, член-корр. РАМН, проф. – зав. кафедрой оториноларингологии РМАПО МЗ РФ

Евлашко Юрий Петрович, проф. – зав. кафедрой профпатологии РМАПО МЗ РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Профессиональные заболевания – заболевания, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.

Острое профессиональное заболевание (отравление)** – заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Хроническое профессиональное заболевание (отравление)** – заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Профессиональная нейросенсорная тугоухость (ПНСТ) – хроническое заболевание, в возникновении которого решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятного шумо-вибрационного фактора производственной среды и трудового процесса, превышающего ПДУ.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ)* – уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.

Экспозиция* – количественная характеристика интенсивности и продолжительности действия вредного фактора.

Защита временем* – уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия: введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях.

Трудоспособность – состояние человека, при котором совокупность физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества (Руководство по врачебной и трудовой экспертизе).

Работоспособность – состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

СОКРАЩЕНИЯ

ВЛЭ – врачебно-летная экспертиза

ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия

ВС – воздушное судно

ГА – гражданская авиация

НСТ – нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость

ПДУ – предельно допустимый уровень

ПНСТ – профессиональная нейросенсорная тугоухость

ФАП МО ГА-2002 – Федеральные авиационные правила “Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации”-2002 с дополнениями и изменениями

ЦВЛЭК – Центральная врачебно-летная экспертная комиссия

ЦГСЭН – Центр госсанэпиднадзора

ВВЕДЕНИЕ

Проблема понижения слуха (тугоухости) является актуальной во всем мире. В настоящее время на планете проживает 250 млн. людей со сниженным слухом. В России в 2001 г. зарегистрировано 12 млн. взрослых лиц, страдающих глухотой, из них 5,5 млн. – с нейросенсорной формой, что составляет 38%.

Не менее важной эта проблема является для гражданской авиации (среди многих факторов производственной среды авиационный шум – один из самых распространенных), и она приобрела характер реальной и весьма серьезной угрозы, особенно для здоровья пилотов.

По данным Козина О.В. (1983) у 36,7% лиц летного состава имело место снижение слуха по нейросенсорному типу.

Проблема тухоухости имеет несколько аспектов: клинический, экспертный, профпатологический, социальный и организационный.

Решение различных вопросов, связанных с тугоухостью, в настоящее время осуществляется в разных организациях, учреждениях и ведомствах на основании устаревших нормативно-правовых актов, вступивших в противоречие с современными условиями деятельности авиации. Количество новых нормативных документов по рассматриваемой проблеме весьма ограничено.

Все отмеченное выше побудило авторов к созданию Методических рекомендаций, посвященных рассмотрению вопросов диагностики, врачебно-летной экспертизы и профилактики профессионального заболевания органа слуха шумовой этиологии у авиационного персонала гражданской авиации.

Клинический аспект тугоухости связан с диагностикой этого заболевания у пилотов с использованием современных клинических и методических приемов, установлением этиологии.

Методические рекомендации для врачей гражданской авиации Москва 2004 (стр. 1 из 19)

особенностей возникновения и течения нарушений слуховой функции, принципами лечения и динамического наблюдения за этими лицами.

Экспертный аспект состоит в том, что медицинское заключение о допуске к профессиональной деятельности членов экипажей воздушных судов выносится в соответствии с требованиями к остроте слуха (рабочей функции у пилотов), разработанными в гражданской авиации (ФАП МО ГА – 2002 с дополнениями от 2003 г.). Следует отметить, что критерии экспертной оценки понижения слуха в ГА отличаются от тех нормативов, которые приняты в России в настоящее время для других категорий работающих, что осложняет проведение врачебно-летной экспертизы.

Уровень профессиональной заболеваемости, связанной с нарушением слуховой функции, наглядно подтверждает неблагоприятное влияние шума на состояние здоровья пилотов, а многочисленные жалобы и несогласие пилотов с санитарно-гигиеническими характеристиками условий труда пилотов свидетельствуют о наличии многих недостатков, трудностей и нерешенных вопросов в системе диагностики, установления и расследования профессиональных заболеваний в гражданской авиации, аттестации рабочих мест и т.д.

В Российской Федерации в настоящее время сложилась стройная система диагностики, регистрации, расследования и анализа профессиональных заболеваний.

Накоплен банк данных, включающий свыше 300 тысяч регистрационных карт на больных с профессиональными заболеваниями, регистрация которых осуществляется в Федеральном центре госсанэпиднадзора.

Аналитические и статистические материалы по профессиональной заболеваемости с 1971 года оформляются в виде соответствующих сборников, которые позволяют госсанэпидслужбе России разрабатывать предложения для принятия органами власти управленческих решений по профилактике нарушений в состоянии здоровья работающих.

В условиях современных новых экономических отношений задачи оказания медицинской помощи работникам промышленности, транспорта и сохранения их здоровья значительно усложнились. С учетом этого обстоятельства приказами Министерства здравоохранения созданы профпатологическая служба и центры профессиональной патологии, введены специальности врача профпатолога и врача по медицине труда.

Все эти меры направлены на повышение эффективности профилактики нарушений здоровья среди работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда, улучшение качества диагностики ранних стадий производственно зависимых, в том числе профессиональных заболеваний и, в конечном счете, сохранение трудового потенциала страны.

Несмотря на это, сохраняется тенденция к росту профессиональных заболеваний у работающих на транспорте (см. таблицы 1-3).

Показатели профессиональной заболеваемости на транспорте

по регионам РФ (на 10 000 работающих)

Минтруда рф приказ гипертония профессиональная болезнь пилотов га (среда,4 июля 2018)МИНТРУДА РФ ПРИКАЗ ГИПЕРТОНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ ПИЛОТОВ ГА. Вылечила сама!. Второй пилот получает приказы К.К. и действует как заместитель командира, когда ему делегированы полномочия командира или в Профессиональные заболевания работников воздушного транспорта. Эти факторы служат основой в развитии ожирения и метаболических нарушений, ведущих к СД 2 типа, раннему атеросклерозу, артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца. При стационарном обследовании в ЦКБ ГА пилотов — создать отраслевой центр профессиональной патологии на базе ЦКБ ГА. Почти 90 профзаболеваний в России по нейросенсорной тугоухости это пилоты ведущих авиакомпаний летающих на Boeing или Airbus. Читал, что это лейкемия — как будто профессиональная болезнь. Антон, в статье, которой, надо сказать, не очень поверил, говорилось, будто это встречалось у пилотов ГА и стюардесс. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Приказ. — артериальной гипертонией, ишемической болезнью сердца III-IV. 1. Тонометры для профессионального измерения артериального.

Профзаболевания летного состава: можно ли предотвратить тугоухость

Порядок СОУТ для каждой профессии должен разработать Минтруд России и издать по каждой профессии отдельный приказ. резервов организма и психики пилотов, снижению работоспособности и профессиональной надежности. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. Минтруда рф приказ гипертония профессиональная болезнь пилотов га- ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШЕ НЕТ!
N 1013н.

О профзаболеваниях пилотов и других проблемах российской гражданской авиации. 23.09.2012. Аналитические профессиональные материалы. Новости законодательства РФ. артериальной гипертензии (гипертонической болезни) согласно приложению.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его Уточните когда пилот ГА уволился с работы, по какой причине и когда выявлено проф заболевание?

Источник: https://berkutgun.ru/minzdrav-rf-gipertonija-professionalnaja-bolezn/

Причины гипертонии. Профессиональная гипертония

Минздрав РФ гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Частота гипертонической болезни среди населения зависит от ряда факторов: условий жизни, питания, наследственности, вредных привычек и пр.

Неблагоприятные производственные факторы способствуют развитию сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе гипертонической болезни.

Одинаковая реакция сердечно-сосудистой системы может вызываться различными вредными воздействиями (свинец, ртуть, сероуглерод, СВЧ, вибрация, шум, повышенная тяжесть и напряженность труда и др.).

Особое место в развитии гипертензивных реакций придается степени напряженности труда – значительному нервно-эмоциональному напряжению. Частоту гипертензии у лиц умственного труда все исследователи связывают с большой психоэмоциональной нагрузкой, а также с недостаточностью физической активности.

Отмечено, например, что в машиностроительной промышленности среди инженерно-технического персонала и служащих гипертоническая болезнь встречается в 2-3 раза чаще, чем среди рабочих; значительна частота гипертонической болезни у телефонистов и телеграфистов. Большая распространенность и тяжелое течение гипертонической болезни наблюдаются среди водителей транспортных средств.

Гипертензии у работников этих профессий часто сопутствует или предшествует гиперхолестеринемия.

У рабочих, занятых физическим трудом, гипертоническая болезнь встречается реже, чем у работников умственного труда.

Однако надо учитывать и влияние профотбора: при предварительных осмотрах врачи не допускают к тяжелой физической работе лиц, страдающих гипертонической болезнью, а рабочих с большим профессиональным стажем, у которых она выявляется, стараются трудоустроить – перевести па более легкую работу.

У больных гипертонической болезнью, занятых на тяжелых работах, отмечена большая частота случаев и большая длительность утраты трудоспособности по этому заболеванию. Если они пытаются остаться на физически тяжелой работе, заболевание быстро прогрессирует, и они бывают вынуждены все равно сменить профессию.

Шум

Накопилось много данных, говорящих о влиянии шума на сосудистый тонус.

Даже кратковременное пребывание в условиях воздействия шума у здоровых людей ведет к повышению артериального давления, а длительное его действие нередко приводит к развитию гипертонической болезни.

При этом характер сосудистых реакций часто нарушается еще до развития профессиональной тугоухости. У лиц с выявленной вибрационной болезнью гипертоническая болезнь приобретает тяжелое течение с преобладанием церебральных форм.

Хроническая лучевая болезнь

Хроническая лучевая болезнь, в том числе и начальные ее формы, сопровождается обычно артериальной гипотонией. Известно также, что возникшая ранее гипертоническая болезнь при хронической лучевой болезни приобретает особенно тяжелое течение.

Обследование больших групп лиц, работающих с СВЧ и УВЧ, показало, что эти факторы способствуют развитию гипертонической болезни, а само заболевание имеет некоторые особенности течения – асимметрия артериального давления, частое возникновение тяжелых гипертонических кризов, которые не характерны для начальных форм заболевания.

Свинец

Развитию гипертонической болезни способствует также воздействие ряда токсических веществ. Наиболее изучено влияние свинца на сосудистый тонус. Оно может иметь различную направленность.

Так, у молодых рабочих с небольшим профессиональным стажем часто наблюдаются гипотонические реакции, а при большом стаже возникают гипертензивные реакции, и может развиться гипертоническая болезнь. Она протекает особенно тяжело при сочетании с интоксикацией.

При действии свинца в результате нарушения нервно-сосудистой регуляции происходит снижение проходимости прекапиллярного русла, повышение упругости артериальных сосудов и вязкости крови, реже возникают изменения в миокарде.

Долгое время существовало мнение, что органические соединения свинца вызывают артериальную гипотонию. Последующие наблюдения показали, что классическая «триада» (гипотония, брадикардия и гипотермия) встречается только в 1/3 случаев отравления и что при данной интоксикации может развиться гипертензивный синдром.

Ртуть

У лиц, работающих с металлической ртутью, гипертоническая болезнь диагностируется чаще, чем в контрольных группах. С увеличением стажа в пределах одной возрастной группы число лиц с артериальной гипертензией нарастает.

Как известно, ртуть вызывает повышение возбудимости симпатических отделов вегетативных центров, что и находит свое отражение в изменении артериального давления.

Следует учитывать, что ртуть является тиоловым ядом, поэтому возможно и непосредственное действие ртути на сосудистую стенку.

Марганец

Вопрос о влиянии марганца на сердечно-сосудистую систему изучен недостаточно. Установлено, что у электросварщиков, страдавших хронической интоксикацией марганцем начальных стадий, часто наблюдалось повышение максимального, минимального и особенно среднего гемодинамического давления. Подобное повышение тонуса сосудов может привести к развитию гипертонической болезни.

Окись углерода

При контакте с окисью углерода довольно рано развиваются функциональные сдвиги в гемодинамической системе.

Воздействие даже малых доз окиси углерода вызывает симптомокомплекс гипертонии: повышение артериального давления, напряжение пульса, тахикардию, акцент II тона над аортой, наблюдаются церебрально-сосудистые кризы или кардиально-болевой синдром. Окись углерода может существенно ухудшать течение сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и гипертонической болезни.

Сероуглерод

Сероуглерод поражает не только нервную систему, но может поражать другие органы и системы, в первую очередь – сердечно-сосудистую. Имеются указания на повышение сосудистого тонуса и артериальную гипертензию у работающих в контакте с сероуглеродом, причем частота случаев гипертензии нарастает с увеличением профессионального стажа.

У ряда больных обнаруживаются изменения сосудов глазного дна. Есть сведения о большей частоте гипертонической болезни среди населения, проживавшего вблизи вискозных производств, где сероуглерод содержался в промышленных выбросах. Повышение артериального давления связывают с возникающим под влиянием действия яда нарушением функции гипоталамуса.

Аналогичные данные были получены в отношении неорганических соединений фтора.

Бензол

О бензоле и его гомологах известно, что они также влияют на уровень артериального давления. Все исследователи признают их гипотензивное действие. Вместе с тем, гипертоническая болезнь у рабочих этих производств протекает тяжелее, чем у лиц, не имеющих контакта с бензолом.

Патогенез

Механизм действия производственных факторов на развитие и течение гипертонической болезни различен. Основным следует считать нарушение высшей нервной деятельности – расстройства корково-подкорковой регуляции (психоэмоциональное перенапряжение, шум, вибрация и др.).

Кроме того, имеет значение непосредственное проявление токсического эффекта, в частности гипоксии (окись углерода). Можно допустить действие яда на механизмы, играющие дополнительную роль в развитии гипертонической болезни (например, гуморальные).

На основании всех представленных данных можно говорить о способствующей роли ряда неблагоприятных производственных факторов в развитии гипертонической болезни.

Более сложными представляются те случай, когда гипертензивный синдром может быть клиническим проявлением профессионального заболевания или отравления.

Ряд заболеваний протекает с нейроциркуляторными нарушениями, которые в профпатологической клинике обозначаются термином «ангиодистонический синдром».

Чаще всего он проявляется гипертензивными реакциями и вписывается в клиническую картину профессионального заболевания.

Исход этих сосудистых нарушений может быть различен.

В ряде случаев по мере ликвидации явлений профзаболевания сглаживается и ангиодистонический синдром, что отличает его от гипертонической болезни, для которой обычно характерно более или менее выраженное стойкое прогрессирующее течение. В то же время у многих больных ангиодистонический синдром постепенно перерастает в гипертоническую болезнь.

Таким образом, гипертоническая болезнь в ряде случаев может быть признана исходом или осложнением профессионального заболевания.

Экспертиза трудоспособности

Для установления связи гипертонической болезни с профессиональным заболеванием нужны следующие условия:

1. Относительно молодой возраст больного (до 40-45 лет).

2. Типичность и выраженность других симптомов профессионального заболевания (нейроциркуляторные нарушения, церебральные кризы, энцефалопатия, полиневриты, наличие токсических веществ или продуктов их трансформации в биосредах и др.).

3. Развитие гипертонической болезни на фоне уже имеющегося профессионального заболевания или его остаточных явлений.

4. Отсутствие других этиологических моментов, могущих быть причиной развития гипертонической болезни.

Лицам, страдающим гипертонической болезнью, противопоказана работа в производствах, где имеется контакт с неблагоприятными производственными факторами, способными оказать отрицательное влияние на сердечно-сосудистую систему.

Источник: http://www.f-med.ru/toksikologia/gipertoniz_prichin.php

Возможности профилактики прогрессирования цереброваскулярных заболеваний у авиационных специалистов

Минздрав РФ гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Авиационная медицина одной из основных задач ставит обеспечение высокой надежности летной деятельности и высокого уровня безопасности полетов. Специфика профессиональной деятельности определяется комплексом особенностей летного труда и труда лиц, управляющих воздушным движением [2, 7].

Динамика показателей в авиационной медицине за 10 лет показала, что из состояний, угрожающих безопасности полетов, наметилась тенденция к росту числа цереброваскулярных заболеваний (ЦВЗ), осложнившихся острыми нарушениями мозгового кровообращения [5].

По данным статистических исследований смертность населения от ЦВЗ в России составляет не менее 20,2%.

Осложнения течения атеросклеротического процесса с поражением сосудов головного мозга связаны не только с возрастающей частотой ишемических инсультов, высокой частотой транзиторных ишемических атак, лакунарных инфарктов мозга, но и ростом числа хронической медленно прогрессирующей цереброваскулярной патологии [1].

Материал и методы исследования

В проведенном обследовании 338 пилотов гражданской авиации в возрасте 55 лет и старше в отделении экспертизы для летного состава Центральной клинической больницы гражданской авиации (ЦКБ ГА) с последующим проведением экспертизы годности к профессиональной деятельности были выявлены факторы риска развития цереброваскулярных осложнений.

С целью постановки диагноза использованы методики клинического тестирования, ультразвукового исследования магистральных артерий головы и внутримозговых сосудов, нейровизуализация (компьтерная томография, магнитно-резонансная томография, методы с контрастированием), электроэнцефалография, лабораторные исследования крови, методы изучения с целью уточнения соматического фона (электрокардиография, эхокардиография, мониторирование артериального давления (АД) и др.). Для выявления ишемических кохлеовестибулярных синдромов проводилась отоневрологическая диагностика с включением осмотра оториноларинголога, проведения аудиометрического контроля, оценки слуховых вызванных потенциалов, проведение вестибулярной пробы, нейропсихологическое тестирования.

Результаты исследования

Признаки атеросклероза сосудов головного мозга были обнаружены у 99,1% обследованных. В 57,7% случаев выявлено утолщение слоя интима-медиа и в 42,3% — стенозирующее поражение магистральных артерий головы. Нарушения жирового обмена у каждого третьего.

Наиболее часто диагностировались избыточная масса тела (19,5%) и ожирение 1-й степени (15,7%), ожирение 2-й степени отмечено только в 0,6% случаев. Курение присутствовало у 21%.

Дислипидемия выявлена у 60% обследуемых, чаще всего в виде повышения общего холестерина; повышения холестерина низкой плотности — 37,3%; гипертриглицеридемии — 3,8%; повышения фактора атерогенности — 12%; снижения холестерина высокой плотности в 8% случаев.

Гипертоническая болезнь (ГБ) установлена у 24,3% пилотов старшей возрастной группы. Антигипертензивную терапию получали лишь 60% лиц с диагностированной ГБ, в т. ч. 61% в виде монотерапии. Остальные пациенты получали препараты в виде комбинации из двух препаратов — 30,7%, трех — 8,3%.

По результатам нейропсихологического тестирования чаще выявлялись признаки снижения зрительно-моторной координации, краткосрочной памяти, логического мышления в сравнении с предыдущими исследованиями у этих же пациентов. У более 80% имелись проявления нейросенсорной тугоухости разной степени выраженности.

Нарушение притока крови к головному мозгу, снижение его ниже критического уровня запускает реакции, ведущие к дефициту энергетического снабжения головного мозга.

Клиническая картина хронической ишемии мозга включает комплекс когнитивных расстройств, эмоциональных нарушений, неврологического дефицита.

Специфика летного труда предусматривает наличие достаточно высокого интеллектуального уровня, сохранности функций координации, способности быстрого реагирования, умения сосредоточиться в сложных условиях полета [2, 6].

Лица из обследуемого возрастного состава включали наиболее профессионально подготовленную категорию специалистов, настроенных на продление профессиональной деятельности. Становится очевидным уточнение состояния гемодинамических резервов церебрального кровотока для прогнозирования рисков возникновения острых состояний, поиски путей сохранения летного долголетия.

Первичная профилактика инсульта подразумевает предупреждение развития первого инсульта. Вторичная профилактика направлена на предупреждение развития повторных инсультов.

Первичная профилактика включает два основных направления, подразумевающих массовую стратегию, направленную на снижение АД, борьбу с курением, снижение массы тела и др., ее целью является формирование здорового образа жизни. Стратегия высокого риска — выявление лиц с наиболее высоким риском сосудистых заболеваний с последующим их активным лечением.

Потенциального снижения риска инсульта можно добиться следующим образом.

  1. Лечение ГБ приводит к снижению степени риска инсульта на 30–40%.
  2. Курение — у 50% бросивших курение в течение 5 лет риск уравнивается с некурящими.
  3. Удается добиться 44% снижения степени риска у страдающих ГБ пациентов в сочетании с сахарным диабетом 2-го типа при надежном контроле АД.

Как показали проведенные наблюдения, распространенность ГБ в России среди мужчин — 39,2%, среди женщин — 41,1%, однако информированы о наличии у них ГБ — 37,1% мужчин и 58,9% женщин, получают эффективное лечение 5,7% мужчин и 17,5% женщин.

Опыт лечения среди гражданского населения продемонстрировал, что прием гиполипидемических препаратов, преимущественно статинов, «стабилизирует» атеросклеротические бляшки, т. к.

уменьшается содержание липидов в бляшке, уменьшается активность процессов воспаления в бляшке с участием макрофагов, активированных лейкоцитов, «укрепляется» оболочка бляшки, снижается склонность к изъязвлению поверхности и образованию микро- и макроэмболов, улучшается функция эндотелия.

Лечебная тактика определяется характером основного сосудистого процесса. Обязательной является коррекция имеющихся факторов сердечно-сосудистого риска.

Среди авиационного персонала применение статинов возможно только при проведении лечебно-оздоровительных мероприятий с отстранением от полетов, а также в период отпуска (согласно перечню препаратов, разрешенных к применению).

Учитывая необходимость комплексного воздействия при лечении, рекомендуется в это время подключение нейрометаболической и вазоактивной терапии (Актовегин, Цераксон, Берлитион и др.).

Таким образом, влияние на коррекцию факторов риска прогрессирования ЦВЗ могут оказать меры, формирующие здоровый образ жизни, а также лечебные мероприятия, рекомендуемые своевременно с индивидуальным подбором назначаемой терапии.

Литература

  1. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга. М.: Медицина, 2001. 327 с.
  2. Руководство по авиационной медицине / Под ред. д.м.н, проф. Н. А. Разсолова. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2006. 592 с.
  3. Принципы диагностики и лечения больных с ишемическим инсультом. Методическое пособие. Якутск, 2007. С. 22.
  4. Кунина О. В. Первичная и вторичная профилактика осложнений атеросклероза магистральных артерий головы. Автореф. дисс. … к.м.н.. М., 2009. С. 26.
  5. Бирюкбаева Г. Н., Кузьмина А. Ю., Волынец Т. Н. и др. Атеросклероз сосудов головного мозга у пилотов гражданской авиации в возрасте 55 лет и старше (по данным отделения экспертизы и восстановительного лечения лиц летного состава ЦКБ ГА) / Актуальные вопросы медицинского обеспечения полетов. Тезисы докладов 6-й Всероссийской научно-практической конференции. М., 2009. С. 128–132.
  6. Бирюкбаева Г. Н., Кузьмина А. Ю. Особенности течения атеросклероза сосудов головного мозга у авиационных специалистов, экспертные подходы к оценке профессиональной годности / Материалы VIII международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию Российской военной авиации, 20-летию со дня основания ассоциации. М., 2013. С. 202–205.
  7. Федеральные авиационные правила. Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации (ФАП МОГА, 2002). М., 2002. 118 с.

Г. Н. Бирюкбаева*, 1, кандидат медицинских наук
А. Ю. Кузьмина**, кандидат медицинских наук

* Центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации ЦКБ ГА, Москва
** ГОУ ДПО РМАПО МЗ РФ, Москва

1 cvlec@yandex.ru

Купить номер с этой статьей в pdf

Источник: https://www.lvrach.ru/2014/10/15436067/

Юрист онлайн