Кто является должностным лицом

Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Кто является должностным лицом

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги. 1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом.3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.4. Формирование кадров.5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

Основные моменты:

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Примеры должностных лиц

КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

КатегорияХарактеристика
1 Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.
2 Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3 В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4 Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

Источник: https://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

Понятие должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации | Юридическая помощ на IDdeiforbiz.ru

Кто является должностным лицом

Должностные лица — это те граждане, которые временно, постоянно или по особому полномочию выполняют задачи представителя власти или осуществляют административно-хозяйственные, организационно-распорядительные функции в различных муниципальных и государственных учреждениях и органах, а также в Вооружённых силах, воинских формированиях и иных войсках РФ.

Кто является должностным лицом? Рассмотрим подробнее.

Судя по содержанию понятия, можно вывести три главные группы признаков, являющиеся основой признания данного статуса.

Сущность осуществляемых функций даёт возможность чётко выделить перечень лиц, которые считаются должностными.

Действия, которые должен выполнять представитель власти как должностное лицо, зависят от того органа, который он представляет. Деятельность должностного лица выстраивается исключительно на взаимоотношениях с большим неопределённым кругом лиц, не являющихся его административными подчинёнными.

Так, лицо, которое выполняет организационные и распорядительные функции, призвано контролировать деятельность учреждения, отдела, организации и т. п. То есть такие задачи постоянно связываются с руководством людьми.

Если же должностное лицо исполняет административные и хозяйственные функции, то оно необязательно должно руководить людьми. Самыми главными его задачами в данном случае выступают распоряжение различными материальными ценностями, осуществление процедуры их получения, хранения, отпуска, реализации и т. д.

О том, какими функциями наделяется высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, информируют закон, приказ, инструкция, устав или другой нормативный акт, назначающий на должность, в котором устанавливаются права и обязанности гражданина при вступлении его в определённую должность.

Лица, которые на соответствующие должности не назначались, но в действительности исполняют их функции, могут быть признаны такими в случае выполнения ими присущих данному статусу обязанностей либо функций специально уполномоченных представителей власти. Специальное полномочие при этом предоставляется уполномоченными должностными лицами, органами или трудовым коллективом. Оформляется оно в виде приказа или решения. Само понятие должностного лица очень емкое.

Ещё одним обособленным признаком выступает принадлежность, или характеристика учреждений и органов, в которых осуществляет свою деятельность должностное лицо.

На законодательном уровне предусмотрено, что к таковым могут относиться органы государственные и местного самоуправления, муниципальные и госучреждения, Вооружённые силы, воинские формирования и иные войска.

К должностным не причисляются те лица, которые работают в разного рода коммерческих организациях (хозяйственных товариществах, потребительских или производственных кооперативах, иностранных фирмах и т. д.) или в общественных объединениях.

Кто может претендовать на должность?

Стать высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может тот гражданин страны, у которого нет гражданства другого государства, вида на жительство или другого документа, который даёт ему основания постоянно проживать на территории другого государства. Кроме того, он должен достичь тридцатилетнего возраста.

Кто не может претендовать на должность?

Не имеют права выдвигать свою кандидатуру следующие лица:

  • с непогашенной или не снятой судимостью;
  • находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы;
  • подвергшиеся административному наказанию за те или иные правонарушения (в течение срока наказания);
  • обвиняемые в каком-либо преступлении;
  • те, у которых признаны по судебному решению недееспособность или же ограниченная дееспособность;
  • нежелающие проходить процедуру, посредством которой оформляется допуск к информации, являющейся государственной или другой охраняемой законом РФ тайной.

Кто является должностным лицом?

Совмещение государственных должностей

Кроме того, гражданин, являющийся высшим должностным лицом, ни в коем случае не может в это же время быть депутатом Госдумы, судьёй, членом Совета Федераций или же замещать любые государственные должности не только в Российской Федерации в целом, но и в данном субъекте в частности, а также должности государственной гражданской, федеральной государственной, муниципальной служб и муниципальные.

Высшее должностное лицо не может быть частью управленческих органов, наблюдательных либо попечительских советов, других органов неправительственных некоммерческих организаций и их действующих на территории России филиалов, если иное не предусматривается законодательством либо международным договором РФ. Гражданин получает соответствующие полномочия на пять лет (не больше). Понятие должностного лица довольно обширное.

Как происходит наделение полномочиями?

Назначение должностных лиц – процесс ответственный. Гражданин получает соответствующие полномочия после того, как будет представлен Президентом законодательным органам субъекта.

Если же по уставу данного субъекта предусматривается двухпалатный законодательный орган, то заключение о том, наделяется ли гражданин правами высшего должностного лица, принимается во время общего заседания обеих палат.

Перед тем как Президент РФ предлагает законодательному органу субъекта кандидата на пост высшего должностного лица, по этому поводу проводится консультация. Данная кандидатура рассматривается законодательным органом на протяжении десяти дней после внесения представления.

При этом решение является принятым только в том случае, если за него отдали голоса более половины депутатов от установленного числа в законодательном органе. При двухпалатной системе за него должны проать более половины состава в каждой палате законодательного органа.

Какие действия предпринимаются в случае отклонения кандидатуры?

Если выдвигаемая кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее недели после этого вносит повторное предложение о кандидатуре (или кандидатурах).

Если же оно снова отклоняется, Президентом проводится консультация с представительным органом государственной власти субъекта и той политической партией, которая внесла предложение о данной кандидатуре.

По результатам этой консультации Президент РФ имеет право распустить данный законодательный орган.

Иные варианты рассмотрения кандидатуры

В случае инициирования предложения о кандидатуре, претендующей на место высшего должностного лица субъекта РФ, какой-либо политической партией (либо политическими партиями) и поддержкой его со стороны законодательного (представительного) органа власти того или иного субъекта в установленном порядке, это предложение выдвигается полномочным представителем Президента Руководителю Администрации Президента в данном федеральном округе, а тот, в свою очередь, рассматривает его и представляет выбранную кандидатуру и требуемые документы Президенту РФ.

Двухпалатная система

Если же согласно уставу субъекта в нём предусматривается двухпалатная система законодательного органа, то предложенный кандидат на исполнение функций высшего должностного лица, выдвинутый политическое партией, обсуждается на коллективном заседании обеих палат. Данное предложение направляется Президенту в том случае, если его поддержат большей частью от количества избранных депутатов каждой палаты.

Номинация должности производится в соответствии с уставом, принятым в субъекте РФ, учитывая его национальные, культурные, исторические и другие традиции.

Полномочия, которые имеет высшее должностное лицо

У высшего должностного лица того или иного субъекта РФ имеются, в частности, такие полномочия, как:

  • Представление соответствующего субъекта в его взаимоотношениях с другими субъектами РФ либо органами, представляющими государственную власть.
  • Подписание принятых законодательным органом законов.
  • Формирование согласно порядку и структуре органов исполнительной ветви власти, которые определяются конституцией субъекта, высшего исполнительного органа субъекта.
  • Представление каждый год отчётов в законодательный орган государственной власти данного субъекта, информирующих об итогах функционирования высшего исполнительного органа власти этого субъекта, включая вопросы, которые были поставлены представительным органом власти.

Что еще входит в компетенцию должностного лица?

  • Имеет право требовать созыва заседания законодательного органа вне очереди.
  • Может принимать участие в деятельности представительного органа данного субъекта.
  • Координирует работу исполнительных органов субъекта РФ с другими органами власти, а также имеет право на организацию связей исполнительных органов власти субъекта с федеральными этого же типа и их территориальными органами, общественными сообществами, структурой местного самоуправления.
  • Имеет право осуществления других полномочий, которые соответствуют законодательству страны. Функции должностного лица разнообразны.

Бывают ситуации, из-за которых высшее должностное лицо в течение какого-либо времени не имеет возможности исполнять установленные обязанности. Тогда это делает должностное лицо, предусмотренное конституцией или уставом соответствующего субъекта.

Когда полномочия прекращаются досрочно?

Имеющиеся у высшего должностного лица полномочия досрочно прекращаются в случаях:

  • смерти;
  • отрешения гражданина от должности Президентом из-за выраженного ему недоверия со стороны законодательного органа соответствующего субъекта;
  • отставки гражданина по собственному желанию;
  • отстранения от исполнения должности вследствие потери доверия Президента из-за несоответствующего исполнения обязанностей данным лицом;
  • признания в судебном порядке недееспособности или же ограниченной дееспособности;
  • решения суда о том, что данный гражданин безвестно отсутствует, или после объявления его умершим;
  • вступления в действие обвинительного приговора по отношению к данному лицу;
  • выезда за границу с целью постоянного проживания там;
  • потери гражданства.

Перечень должностных лиц утверждается специальным приказом.

Исполняющий обязанности в случае отставки

Если было принято заключение об отставке высшего органа исполнительной ветви власти, то он продолжает функционировать до того, как будет сформирован новый соответствующий орган. В это время Президентом РФ производится назначение высшего должностного лица. Понятие мы рассмотрели.

Им будут временно исполняться обязанности в течение того периода, пока в данную должность не вступит другое лицо, наделённое данными полномочиями, в следующих ситуациях:

  • истечение полномочий, которые имеются у высшего должностного лица, раньше срока;
  • отстранение на какой-либо период времени;
  • истечение периода полномочий соответствующего лица.

Тот, кто исполняет обязанности, имеющиеся у высшего должностного лица, временно, не может принимать постановление о расформировании того законодательного органа, который представлен в данном субъекте, или каким-либо образом изменять принятый в нём устав.

Новую кандидатуру предлагает Президент РФ, она рассматривается не позже десяти дней после прекращения полномочий предыдущего лица.

Имеет место и привлечение к ответственности должностных лиц. Им назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Понятие «должностное лицо» прочно закрепилось в уголовном праве России, оперируют им и другие отрасли права.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/ponyatie-dolzhnostnogo-lica-vysshee-dolzhnostnoe-lico-subekta-rossijskoj-federacii.html

105.Понятие и признаки должностного лица

Кто является должностным лицом

Вприм. 1 к ст. 285 УК РФ ДЛ– лица, постоянно, временно или поспециальному полномочию осуществляющиеф-ции представителя власти либовыполняющие орг.-распор., адм.-хоз. ф-иив гос. органах, органах МСУ, гос. и мун.учреждениях, гос. корпорациях, а такжев Вооруженных Силах РФ, других войскахи воинских формированиях РФ.

Признаки:

1группа. Характер выполняемых ф-ций.

1)представителявласти.Это д.б. ДЛ правоохр.о или контролирующегооргана, или иное ДЛ лицо наделенное вустан. законом порядке распорядит.полномочиями в отношении лиц, ненаходящихся от него в служебнойзависимости.

2)организационно-распорядительныефункции,управляет деятельностью учреждения,организации, предприятия, отдела и т.п.Выполнение таких функций неизменносвязано с руководством людьми.

3)административно-хозяйственныефункции.контроль и распоряжение материальнымиценностями, организация их отпуска,получения, ответственного хранения,реализации и т.п.

ДляДЛ обязательносовершение действий, имеющих юридическоезначение,т.е. устанавливающих, изменяющих илипрекращающих права и обязанностифизических и юридических лиц.

2группа. Правовые основания наделенияДЛ соотв. ф-циями.

1)постоянноевыполнение ф-ций(закон, устав, инструкция, приказ илииной нормативный правовой акт назначенияна должность, в котором сформулированыправа и обязанности лица, занимающегоконкретную должность)

2)выполнениеэтих функцийвременно занимая должность.Это должно быть соответствующе оформлено.

3)выполнение функций ДЛ поспециальному полномочию,не занимая постоянно или временнодолжность в органах, учреждения и т.д.

Специальныеполномочия:

А)разовое,однократноепоручение(н-р: по доверенности лицо выполняет небудучи ДЛ, конкретное поручениепредставителя власти, А-Х функцию.

Б)спец.полномочие выдано на определенное время(н-р: присяжные заседатели, практика,стажеры следователя прокуратуры.

В)Эти лица могут совмещать функции ДЛ с основной работой.(н-р:мед. работники , которые выписываютлисток нетрудоспособности , преподавателивузов, которые считаются ДЛ при приемеэкзаменов , выставлении оценок на гос.экзаменах. ) Это специальное полномочиедолжно быть оформлено специальнымобразом (приказ, доверенность )

3 Группа. По месту выполнения функций:

Законназывает 4 таких места и соответственно4 категории ДЛ:

1.выполнение данной функции вгос. органах и органах МестногоСамоуправления.

2.В государственныхи муниципальных учреждениях– организации , созданные гос. органамилибо органами муниципальных образованийдля осуществления управленческих,социально- культурных и иных функцийНЕ КОММЕРЧЕСКОГО характера.

3.Вгосударственных корпорациях– это государственные унитарныепредприятия , которые создаются наосновании ФЗаконов.

4.Этовооруженные силы РФ,др. войска– это все виды и роды войск иорганы их управления и воинскиеформирования.

106.Злоупотребление должностными полномочиями и его отличие от дисциплинарного правонарушения

Объект:отношения в сфере законного функционированиягос., мун. органов, гос. мун. учреждений,гос. корпораций, вооруженных сил и др.войск и воинских формирований.

Предмета-нет

Объективнаясторона3 обязат признака:

1.Деяние- это использование ДЛ своихслужебных полномочий вопреки интересамслужбы. 2. Использованиеполномочий-означает совершение деяния (действия,бездействия) в рамках служебнойкомпетенции в сфере служебных полномочий, т.е. это лицо ВПРАВЕ совершать такиедействия или бездействия.

3.Вопрекиинтересам службы– это либо когда нарушаются правила,порядок, процедура выполнения служебныхполномочий, либо когда совершение деянияне вызывалось служеб. необх-ю и объективнопротиворечит целям и задачам деятельностисоответствующих органов, учреждений.

Бездействиев данном случае называется ПОПУСТИТЕЛЬСТВОМ.

Последствия-это существенное нарушениеправ и законных интересов гражданили организаций либо охраняемых закономинтересов общества или государства.

Причиннаясвязь– нужно всегда устанавливать использованиесвоего положения с последствиями.

Составматериальный.

Субъективнаясторона:умышленная форма вины. Умысел прямойили косвенный.

-лицо сознает, предвидит, желает (либоне желает, и безразлично относится)

Обязательныйпризнак:мотив- корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстнаязаинтер-ть- это стремление лица получитьдля себя или для др. лиц выгоду имущест.характера, либо освободится от обязательствматериального характера

Субъектспециальный(должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФлицо, занимающее государственнуюдолжность Российской Федерации илигосударственную должность субъектаРоссийской Федерации, глава органаместного самоуправления.

Ответственностьс 16 лет

Квалифицированныевиды:

Ч.2 ст. 285- злоупотребление полномочиямилицом , занимающими гос. должность РФ или гос. должность субъекта РФ , а равноглавой органа МС . ( п. 2 , 3 прим. к ст. 285)

Ч.3ст. 285- повлекшие тяжкие последствия –понятие оценочное (пример : крупныеаварии, значительный материальныйущерб, причинение смерти по неосторожности,самоубийство)

107.Превышениедолжностных полномочий, формы исоставообразующие признаки.

Объект:отношения в сфере законного функционированиягос., мун. органов, гос. мун. учреждений,гос. корпораций, вооруженных сил и др.войск и воинских формирований.

Объективнаясторона:

1)состоит в совершенииобщественно опасных действий,явно выходящих за пределы полномочийдолжностного лица. Для превышенияхарактерно совершение действий:

а)входящихв компетенциюДЛ данноговедомства;

б)входящих в компетенцию ДЛ другоговедомства;

в)которые моглибыть совершены только коллегиально;

г)хотя и входящих в его компетенцию, нокоторые оно могло совершить при наличииуказанных в законе или ином НА условии.

Всеформы превышениядолжныявно (очевидно) выходитьза пределыпредоставленных ДЛ полномочий.

2)Обязательнымпризнакомявляются преступные последствия.

3)Причиннаясвязь –обязательный объективный признак.

Субъективнаясторона:умышленная форма вины. Умысел прямойили косвенный

Субъектпреступления:специальный – должностное лицо.

Квалифицированныйсоставпревышения (ч. 2) может быть вменен только:

а)лицу, занимающему государственнуюдолжность РФ;

б)лицу, занимающему государственнуюдолжность субъекта РФ,

в)главе органа местного самоуправления.

(ч.3) образуют деяния, предусмотренные ч.1 или 2 статьи, если они совершены:

а)с применениемнасилия или с угрозой его применения.Физическое насилие может сопровождатьсянанесением ударов, побоев (ст. 116 УК),истязаниями (ст. 117 УК).

Источник: https://StudFiles.net/preview/6189604/page:34/

Что такое должностное лицо? Полномочия и обязанности должностного лица

Кто является должностным лицом

Понятие «должностное лицо» люди слышат постоянно, но мало кто знает его значение. Многие знают только, что эти субъекты занимают высокие посты. Что такое должностное лицо, каковы его обязанности и права, зафиксировано в Кодексе об административных правонарушениях.

Значение понятия

Российские граждане, осуществляющие функции представителей власти, именуются должностными лицами. Человеку может быть присвоен такой статус, если он занимает руководящую позицию в политической партии, в организации, в учреждении общественного характера и т. д.

В законодательстве раскрывается четыре варианта определений, что такое должностное лицо. По нормам Административного кодекса, это субъект, рассматривающий дела о правонарушениях.

Согласно положениям УК, это лицо, расследующее преступления. В Гражданском кодексе властные субъекты это субъекты гражданских правоотношений.

В других актах в эту группу входят представители органов власти государственного уровня.

Раскрытие понятия в КоАП РФ

В статье 2.4. Кодекса дано развернутое определение, что такое должностное лицо. Им является гражданин, наделенный определенными полномочиями властного характера в пределах, установленных правовыми нормами. При этом влияние субъекта распространяется на людей, которые не находятся от него в зависимости по служебному положению.

В большинстве случаев в перечень функций субъектов входит административно-хозяйственная и организационно-распорядительная работа. Эти лица осуществляют предоставленные им полномочия в следующих сферах:

  • местное самоуправление;
  • вооруженные силы страны;
  • муниципальные и государственные организации.

Ответственность этих субъектов за нарушения возложенных обязанностей и предоставленных полномочий устанавливается соответствующими статьями Кодекса.

публичных обязанностей

Разделение функций между властными субъектами производится по нескольким критериям. Один из критериев – содержание обязанностей публичного характера. Субъекты, наделенные административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями на основании прямого указания, реализуют их в пределах, установленных нормативными актами, приказами или распоряжениями руководства.

Эти действия властные субъекты совершают только в период исполнения государственных служебных обязанностей, либо до окончания срока, указанного в нормативном акте или распоряжении.

Административные публичные обязанности исполняются муниципальными и государственными служащими. Его полномочия распространяются на других служащий, находящихся в подчинении у этого субъекта, и лиц, у которых нет служебной зависимости от должностного лица.

Эти граждане принимают решения, обязательные для выполнения организациями и гражданами любой формы собственности и подчиненности ведомственного типа. На местном уровне указанные полномочия осуществляются только в пределах исполнительно-распорядительных негосударственных муниципальных органах.

В сфере работы юридических лиц действующими нормами права устанавливается три типа периодов исполнения служебных обязанностей в коммерческих или некоммерческих организациях уполномоченными лицами:

  1. Постоянный.
  2. Временный.
  3. Период исполнения обязанностей по специальному распоряжению.

функций управления указанных лиц совпадает с объемом полномочий, установленных для сотрудников муниципальных и государственных органов.

Статус должностного лица

Для полноценного определения, что такое должностное лицо, необходимо определить статус этого субъекта. Он регламентирован присвоенными полномочиями по нормам права. Статус гражданина не зависит от реализации возложенных обязанностей в объективном смысле.

Должностное лицо вправе реализовывать свои права или воздерживаться от этого. Но от выполнения обязанностей в период работы оно отказаться не вправе. Поэтому в этой сфере соотношение диспозитивных и императивных начал равное.

Должностное лицо может объединять в своей работе публичную и частноправовую деятельность в пределах выполняемых полномочий. Такое объединение имеет место только в административной сфере. В иных областях властные субъекты осуществляют только один тип деятельности. Например, в сфере уголовного права можно реализовывать только полномочия публичного типа.

Особенности работы должностного лица в сфере административного права

Кодекс об административных правонарушениях закрепляет объем действий должностного лица и типы ответственности за их ненадлежащее исполнение со стороны юридических лиц и других субъектов. Большая часть наказаний возлагается на граждан за ненадлежащее исполнение полномочий или отказ от их реализации.

Ответственность на указанных лиц может налагаться в административной и других сферах. Часто гражданину назначается наказание по нормам уголовного права. УК РФ определяет таких субъектов как граждан, постоянно или временно реализующих функции представителей власти. Эти нормы закреплены тридцатой главой Кодекса.

В административном праве определение того, что такое должностное лицо организации или государственного органа, шире и объемнее.

По нормам КоАП РФ, субъект ответственности – лицо, которое совершило правонарушение в области возложенных на него полномочий.

Санкции применяются в отношении начальников, представителей руководящего состава и иных государственных работников, которые реализуют распорядительные, хозяйственные и административные функции.

Различия между должностными лицами и обычными гражданами

При определении понятия, что такое должностное лицо организации или государственного органа, важно рассмотреть отличия этих субъектов от простых граждан. Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, властные субъекты — граждане, которые работают в органах государственной власти и осуществляют административно-хозяйственные функции.

В эту группу также входят физические лица, осуществляющие деятельность в сфере предпринимательства, — индивидуальные предприниматели.

В настоящее время ответственность этих субъектов относится к группе юридических лиц, несмотря на попытки выделения их в отдельную категорию из-за того, что правонарушения ИП опираются на дела организаций.

У них отличаются мотивы, составы правонарушений, характер поступков и т. д.

Правила выявления должностных лиц

Не всегда просто определить, что такое государственные должностные лица и кто входит в эту группу. Часто при трудоустройстве граждане не понимают, являются ли они обычными сотрудниками или ответственными лицами.

Основное правило для ответа на этот вопрос – изучение зафиксированных в документах организации обязанностей и прав работника. Например, если сотрудник подписывает договор о материальной ответственности, он приобретает статус должностного лица. Аналогичная ситуация, если у работника в документе будут зафиксированы полномочия распорядительного характера по выдаче и приемке товара.

Когда сотрудник приобретает статус должностного лица, на него возлагается большая ответственность. В этом случае в отношении работника за нарушения, допущенные организацией, могут применяться административные санкции.

Должностные лица: права и обязанности

Многие не задумываются о том, что такое права должностного лица, так как более важным вопросом является определение их полномочий. Эти субъекты вправе реализовывать любые права, закрепленные нормами закона и договорами, в рамках исполнения обязанностей.

Основная обязанность указанных лиц в системе органов государственной власти – борьба с беззаконием и защита граждан и общества от нарушений со стороны других субъектов.

Основная обязанность работников этой сферы – обеспечение принципов добросовестности, целесообразности, законности и справедливости при привлечении правонарушителей установленного порядка к ответственности административного характера.

Для достижения этого сначала определяется список субъектов власти, затем происходит распределение полномочий между ними.

Например, обязанности должностных лиц в административной сфере как части одного из приблизительно шестидесяти органов надзора, — рассматривать дела о правонарушениях в этой области. Правонарушений в этой сфере насчитывается около четырехсот.

К примеру, отдел по внутренним делам занимаются расследованием около пятидесяти видов нарушений, в которые входит охрана правопорядка, сфера движения на дорогах и прочее. В органах внутренних дел в группу указанных лиц входят руководители, заместители начальников. При выявлении нарушений, их расследованием занимаются именно эти субъекты.

Задачи субъектов

Перед государственными должностными лицами стоит множество задач. Они разделяются по органам, реализующим определенные полномочия, а также по сферам деятельности. Большая часть охранительных функций в сфере пресечения и профилактики правонарушений реализуется органами внутренних дел.

Сотрудники ОВД рассматривают следующие типы дел:

  • нарушение порядка пребывания в районе государственной границы;
  • хулиганство мелкого типа;
  • распитие алкогольных напитков;
  • появление на общественной территории в нетрезвом состоянии и распитие в неположенных местах алкогольных напитков;
  • нарушение безопасности при движении на дорогах.

Помимо рассмотренных задач, перед властными субъектами ставится много других.

Типы административных органов

Перечень полномочий должностных лиц зависит от того, к какому типу органов он относится. Разделение субъектов происходит не только по сфере правонарушений, но и по их тяжести.

Группировка органов происходит следующим образом:

  1. Налоговые и таможенные органы, пограничные службы, военкоматы.
  2. Исполнительные властные органы.
  3. ОВД.
  4. Комиссии по делам несовершеннолетних граждан.
  5. Мировые, районные, областные судьи.

Полномочия и обязанности указанных лиц четко регламентированы различными актами. За любые нарушения указанные субъекты отвечают по всей строгости.

Источник: http://fb.ru/article/444593/chto-takoe-doljnostnoe-litso-polnomochiya-i-obyazannosti-doljnostnogo-litsa

Юрист онлайн