Как оплачивается надомное обучение учителям

Оплата труда учителя при обучении детей на дому

Как оплачивается надомное обучение учителям

Согласно информации Рособрнадзора, нарушения при организации индивидуального обучения детей на дому входят в перечень типичных, то есть весьма распространены*. Напомним, как оплачивать педагогам такой труд, чтобы не было претензий со стороны проверяющих.

* Письмо Рособрнадзора от 15 января 2014 г. № 05-08.

Ю.О. Вербицкая, юрист МКУ «Центр бухгалтерского иматериально-технического обеспечения муниципальных образовательных учреждений Верх-Исетского района»

Нюансы оплаты при домашнем обучении

Для педагогов установлена сокращенная продолжительность рабочего времени за ставку заработной платы – 36 часов в неделю (с некоторыми исключениями). Это закреплено в приложении к приказу Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075(далее – приложение № 2075).

Получается, что если учитель обучает детей на дому, то часы такого обучения должны входить в общие 36 часов работы в неделю наряду с другой педагогической работой.

Так, согласно пункту 2.

5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г.

№ 69, проведение индивидуальных занятий на дому с детьми (по медицинским показаниям) может относиться к форме догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.

В случае если часы обучения детей на дому выходят за норму в 36 часов, то за такую работу положена дополнительная оплата – соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере (п. 3 примечаний в приложении № 2075).

Противоречие в нормах законодательства

Разберемся, не противоречит ли данная норма Трудовому кодексу РФ об оплате сверхурочной работы.
Ведь согласно статье 152 Трудового кодекса РФ, сверхурочная работа оплачивается так: за первые два часа работы – не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Здесь нужно обратиться к самому понятию сверхурочной работы, содержащемуся в статье 99 Трудового кодекса РФ: сверхурочной считается работа, выполняемая сотрудником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Причем в определенных случаях к сверхурочной работе сотрудник может привлекаться только с его согласия.

Получается, что если педагог привлекается к работе сверх установленных часов на ставку заработной платы даже с его согласия, то это будет считаться сверхурочной работой.

Подробно о продолжительности рабочего времени для разных категорий педагогов можно прочесть на стр. 44 нашего журнала.

Это уже не первая ситуация, когда нормы о продолжительности рабочего времени педагогических работников, изложенные в ведомственных актах, противоречат Трудовому кодексу РФ (например, также спорными вопросами являются нормы о том, что считать совместительством и как его оплачивать). Понятно, что в таком случае следует применять нормы Трудового кодекса РФ.

Если же финансирования на оплату времени сверх 36 часов нет, то можно попытаться договориться с работником не о сверхурочной работе, а о совмещении. Совмещение – это выполнение работы за пределами основной продолжительности рабочего времени с согласия работника.

Если мы оформили рабочее время сверх 36 часов именно совмещением, а не как сверхурочную работу, то оплачивать будем в одинарном размере, а не в двойном или полуторном.

Расчет зарплаты

В целом каких-то отличий в оплате времени обучения в стенах образовательного учреждения и на дому не предусмотрено. Время оплачивается одинаково. Иное можно предусмотреть локальными нормативными актами или коллективным договором, если, конечно, это улучшает положение работника.

Обратимся к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2012–2014 годы (утверждено Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 2 февраля 2012 г. № СОГ-3/12).

Мы также увидим, что месячная заработная плата учителей (в том числе обучающих детей на дому в соответствии с медицинским заключением) определяется путем умножения размеров установленных им ставок заработной платы на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного результата на норму часов педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

Компенсация проезда до дома ученика

Особо выделим момент возмещения работнику транспортных расходов.

Чтобы компенсировать педагогу его расходы на проезд, нужно, чтобы посещение ребенка на дому было оформлено либо как командировка, либо как разъездная работа (например, если учитель постоянно работает только с детьми на дому).

Но учтите: если в трудовом договоре указан местом работы конкретный город, то проезд к ребенку в этом же городе не будет командировкой. Ведь, как правило, командировкой признается поездка в другой населенный пункт.

И это должно быть оформлено соответствующими документами (командировочным удостоверением, служебным заданием и т. д.).

Если же считать работу учителя разъездной, то размер и порядок возмещения расходов должны быть установлены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 168.1 Трудового кодекса РФ).

Перечень профессий и должностей сотрудников, работа которых имеет разъездной характер, определяет сама организация. При этом законодательство не уточняет, сколько именно поездок и с какой периодичностью должен совершать сотрудник, чтобы его работа признавалась разъездной.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/4648-oplata-truda-uchitelya-pri-obuchenii-detey-na-domu

Обучение детей-инвалидов : компенсации, льготы и формы обучения

Как оплачивается надомное обучение учителям
Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду.

Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде).

И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому.

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому.

Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение.

Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19.

Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет. Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.

Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями.

Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей.

Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается:

– паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы: – копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка; – копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы< по Республике Марий Эл» по осуществлению необходимых образовательных услуг; - копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги; - копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности; - лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений). Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год. Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей). Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.

1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.

Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г.

№ 677, определены категории детей с отклонениями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п.

27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.

1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю.

Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления. Например, это могут быть следующие документы:

– заявление о предоставлении льготы; – справка о составе семьи; – справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца; – копия свидетельства о рождении ребенка; – копии соответствующих удостоверений. В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какие льготы имеют дети-инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

3.44  (Всего проголосвавших: 2)

Источник: https://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/793-obuchenie-detej-invalidov-kompensaczii-lgoty-i-formy-obucheniya

Юрист онлайн