Эксплуатирующая организация

Рд 04-03-99 «требования к эксплуатирующей организации атомной станции»

Эксплуатирующая организация

ТРЕБОВАНИЯ
К ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АТОМНОЙ СТАНЦИИ

Москва 2000

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

(Госатомнадзор России)

ТРЕБОВАНИЯ
К ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АТОМНОЙ СТАНЦИИ

УТВЕРЖДЕНЫ Приказ начальника Госатомнадзора Россииот 29 декабря 1999 г.

№ 142

ВВЕДЕНЫ в действие
с 1 июня 2000 г.

Москва 2000

Основные понятия

1. АТОМНАЯ СТАНЦИЯ (АС)1 ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определенной проектом территории, на которой для осуществления этой цели используется ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками (персоналом).

1 Определение дано по Общим положениям обеспечения безопасности атомных станций ОПБ-88/97.

2. АДМИНИСТРАЦИЯ (АДМИНИСТРАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО) АС1 руководители и другие должностные лица, которые наделены эксплуатирующей организацией правами, обязанностями и ответственностью на этапах сооружения, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации АС.

3. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ1 квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности АС является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

4. ЛИЦЕНЗИЯ – документ, оформленный в установленном порядке, подтверждающий право эксплуатирующей организации на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности АС и проводимых работ.

5. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (НД) – федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, а также другие нормативные документы и государственные стандарты, допустимость применения которых подтверждена Госатомнадзором России.

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА1 планируемая и систематически осуществляемая деятельность, направленная на то, чтобы все работы по созданию и эксплуатации АС проводились установленным образом, а их результаты удовлетворяли предъявленным к ним требованиям.

7.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА АС1 – технические и организационные меры по обеспечению сохранности содержащихся на АС ядерных материалов и радиоактивных веществ, предотвращение несанкционированного проникновения на территорию АС, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам и своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности АС.

8. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ АС1 работники АС, осуществляющие ее эксплуатацию.

9.

ЭКСПЛУАТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АС2 – организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать АС и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации АС, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Для осуществления этих видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь лицензии Госатомнадзора России.

2 Определение дано по ОПБ-88/97

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий нормативный документ определяет требования к эксплуатирующим организациям атомных станций, вытекающие из федеральных законов “Об использовании атомной энергии” и “О радиационной безопасности населения”.

Требования обязательны для выполнения эксплуатирующими организациями АС.

1.2. Эксплуатирующая организация осуществляет свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации и действующих НД таким образом, чтобы обеспечивать безопасность эксплуатируемой ею АС. Обеспечение безопасности АС должно быть приоритетной задачей эксплуатирующей организации по отношению ко всем другим вопросам ее деятельности.

1.3. Эксплуатирующая организация должна обладать полномочиями, финансовыми, материальными и иными ресурсами, достаточными для осуществления своих функций.

1.4.

Эксплуатирующая организация совместно с соответствующими органами управления использованием атомной энергии создает в пределах средств, предусмотренных бюджетами соответствующих уровней, специальный фонд для финансирования затрат, связанных с выводом АС из эксплуатации, и для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности АС.

В соответствии с Федеральным законом “Об использовании атомной энергии” порядок, источники образования и порядок использования указанного специального фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1.5. В случае лишения эксплуатирующей организации лицензии на эксплуатацию атомной станции она обязана обеспечить безопасность АС до передачи АС другой эксплуатирующей организации или до получения новой лицензии.

2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Федеральным законом “Об использовании атомной энергии” установлено, что эксплуатирующая организация обеспечивает:

–        использование АС только для тех целей, для которых она предназначена;

–        организацию и координацию разработки и выполнения программ обеспечения качества на всех этапах создания, эксплуатации и вывода из эксплуатации АС;

–        разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на АС и по снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей среды;

–        безопасное для персонала АС и населения обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами и их хранение;

–        реализацию прав работников АС на социально-экономические компенсации;

–        учет индивидуальных доз облучения персонала АС;

–        разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите персонала и населения в случае аварии на АС;

–        учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;

–        осуществление физической защиты АС, ядерных материалов и радиоактивных веществ;

–        разработку и реализацию мер пожарной безопасности;

–        радиационный контроль в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

–        подбор, подготовку и поддержание квалификации персонала АС и создание для него необходимых социально-бытовых условий на производстве;

–        информирование населения о радиационной обстановке в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения;

–        осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

2.2. Из возложенных на эксплуатирующую организацию Федеральным законом “Об использовании атомной энергии” обязанностей вытекают ее следующие основные задачи по обеспечению безопасности АС:

2.2.1. Осуществлять управление и постоянный контроль всей деятельности, важной для безопасности АС, анализ работы АС, разработку и внедрение мероприятий по повышению безопасности и надежности работы АС.

2.2.2. Создавать необходимые организационные структуры для обеспечения деятельности по выбору площадки, сооружению, эксплуатации, выводу из эксплуатации АС и наделять соответствующие структурные подразделения необходимыми полномочиями.

2.2.3. Обеспечивать АС необходимыми финансовыми, материально-техническими и другими ресурсами, в том числе ядерным топливом, оборудованием, запасными частями, приборами, НД.

2.2.4. Осуществлять организацию, проведение и контроль качества ремонтных работ и работ по модернизации и замене оборудования, выработавшего свой ресурс.

2.2.5. Обеспечивать проведение метрологической аттестации средств измерений и систем, а также их государственную и ведомственную поверки.

2.2.6. Обеспечивать сбор, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации об отказах оборудования и нарушениях в работе АС, оперативную передачу этой информации заинтересованным организациям, разработку и реализацию необходимых мер по исключению отказов оборудования и нарушений в работе АС.

2.2.7. Обеспечивать научно-техническую поддержку АС, организацию работ по учету накопленного опыта эксплуатации в проектах строительства новых АС и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью повышения безопасности, надежности и эффективности работы АС.

2.2.8. Организовывать и координировать деятельность по обеспечению качества всех работ и услуг, влияющих на безопасность АС, в том числе работ и услуг, выполняемых организациями и предприятиями по договорам с эксплуатирующей организацией.

2.2.9. Решать вопросы социального развития трудовых коллективов как фактора, формирующего благоприятные условия обеспечения безопасности.

2.2.10. Обеспечивать подбор, расстановку и подготовку персонала эксплуатирующей организации и персонала АС, создание атмосферы, в которой безопасность рассматривается как жизненно важное дело и предмет личной ответственности каждого лица из числа персонала.

Источник: https://files.stroyinf.ru/Data1/8/8238/index.htm

Организация эксплуатирующая опасный производственный объект это

Эксплуатирующая организация

Работники опасного производственного объекта обязаны: ¨ соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; ¨ проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; ¨ незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; ¨ в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; ¨ в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Опасные производственные объекты (опо)

В целях обеспечения промышленной безопасности в рамках общей системы управления организацией может осуществляться внутрен­ний контроль соблюдения требований промышленной безопасности, к основным элементам которого относятся: обязанности руководства организации по соблюдению требований промышленной безопасно­сти; наличие и реализация политики организации в области промыш­ленной безопасности; распределение обязанностей и ответственности в области обеспечения промышленной безопасности между руковод­ством организации, специалистами и структурными подразделениями; наличие нормативных документов по промышленной безопасности, а также соответствующих методических и организационных документов организации.

Обязанности организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты

Целью промышленной безопасности является предотвращение аварий и инцидентов. Инцидент означает отказ или повреждение технических устройств, применяемых на ОПО, отклонение от режима технологического процесса, нарушение требований безопасности.
Внимание Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется законом № 116-ФЗ.

Положения закона распространяются на все организации, независимо от их организационно-пра-вовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО на территории РФ.
Законом устанавливаются обязанности организаций, эксплуатирующих ОПО, а также соответствующие обязанности их работников, занятых на ОПО.

Обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых используются, хранятся и транспортируются взрывчатые вещества, допущенные к применению Ростехнадзором России на основании соответствующих заключений специализированных организаций, обеспечивают их учет и сохранность в установленном порядке.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществляют производственный контроль, являющийся частью системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.

5 требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты

Важно Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании.

Порядок и условия лицензирования объектов, подконтрольных определенным видам надзора, конкретизированы отдельными документами.

Для ряда предприятий обязательным условием при лицензировании эксплуатации опасных производственных объектов является представление и проведение экспертизы декларации. Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г.

№ 49 Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставлено право устанавливать обязательность декларации промышленной безопасности тех опасных производственных объектов, для которых она не установлена Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Обязанности организации при эксплуатации опо

  • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
  • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Опасный производственный объект определение

Опасный производственный объект Атомная электростанция — сочетание почти всех возможных опасных производственных факторов.

Опасный производственный объект — в широком смысле этого выражения производственный объект, при эксплуатации которого могут возникнуть аварии или инциденты (аварийные ситуации). [1]

Аварии на производстве могут иметь серьёзные последствия для жизни и здоровья людей, что более подробно рассматривается системой охраны труда; имуществу организаций, эксплуатирующих опасные объекты и, что чрезвычайно важно, природной среде, что является составляющей экологической безопасности. В различных странах по разному подходят к опасным факторам на производстве, при этом преобладает системный подход, основанный в данном случае на управлении безопасностью технологических процессов (Process Safety Management), контроле за использованием опасных веществ и материалов (Dangerous goods) и наукоёмком понятии инжиниринга безопасности (Safety engineering), тесно связанным с системотехникой. В России же защищённость от аварий и их последствий призвана поддерживать промышленная безопасность, главным понятием которой является опасный производственный объект.

Опасные производственные объекты в России

В России понятие опасного производственного объекта имеет конкретное бюрократическое значение, чётко прописанное Федеральным законом:

это предприятие, его цех, участок, площадка или другие производственные объекты на его территории, на которых[2]:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды)[3];
  • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры;
  • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

С целью отнесения объекта в составе организации по определенным признакам и критериям[4] к категории опасного производственного объекта и определения его типа, самой организацией проводится так называемая идентификация опасного производственного объекта[5].

Результаты идентификации используются при регистрации объектов в Государственном реестре[6] и при заключении договоров страхования риска ответственности[7].

Эта процедура является обязательной[8] и, как и многие бюрократические процедуры в России, носит характер заполнения множества специальных бланков[9] и предоставления в регистрирующие органы (территориальное управление Ростехнадзора[10]) большого количества технической и юридической документации по специально для этого разработанным правилам[11] и методическим рекомендациям[12]. Финальным аккордом всех этих действий является занесение в банк данных Государственного реестра сведений о действующих объектах и получение организацией свидетельств о регистрации, заключений по идентификации и карточек учёта объектов[10][13].

Следует особо отметить, что при идентификации опасным производственным объектом считается не отдельный механизм, оборудование, емкость с опасным веществом и не всё предприятие в целом, а определенная площадка производства, на которой есть обращение такого вещества или эксплуатация такого технического устройства.

Таким образом, на каждом крупном производстве или энергетической установке может насчитываться до нескольких десятков опасных производственных объектов, каждый из которых нужно регистрировать в установленном порядке.

Однако есть способ этой процедуры благополучно избежать — доказать экспертам регистрирующей организации, что опасное вещество обращается на объекте в количестве равном или менее 2 % от предельно допустимого количества[14] и его размещение таково, что не может стать причиной возникновения аварии[15].

После регистрации объекту присваивается статус промышленного объекта повышенной опасности, влекущий предъявление к нему требований промышленной безопасности[16], он ставится на учёт и регистрировавший его орган становится надзорным за этими требованиями[17].

Кроме того, надзорный орган обязан проводить системный анализ состояния промышленной безопасности на этом объекте и в организации, эксплуатирующей его, для принятия на основе анализа управленческих решений и нормативных актов и предоставлять имеющуюся у него информацию органам государственной власти и управления, а также заинтересованным организациям[18].

Кроме Ростехнадзора ведение ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации[19].

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации[20], а технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности[21].

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Примечания

  1. Ассоциация горных экспертных центров
  2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г.

    N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

  3. более конкретные определения этих веществ содержатся в Приложении 1 этого же федерального закона
  4. Критерии идентификации.

    Общие положения и требования при осуществлении идентификации опасных производственных объектов

  5. Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов
  6. реестр, в котором на основе единых методологических и программно-технических принципов накапливается, анализируется и хранится информация о зарегистрированных объектах и организациях, их эксплуатирующих
  7. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Эксплуатация опасного производственного объекта (обязательное страхование ответственности). Опасные производственные объекты (обязательное страхование ответственности при эксплуатации). Промышленная безопасность опасных производственных объектов (страхование)
  8. ответственность за деятельность по эксплуатации незарегистрированных опасных производственных объектов носит уголовный характер и её несёт руководитель эксплуатирующей организации
  9. заявлений, деклараций, карточек и пр.
  10. 12 Официальный сайт Приволжского управления Ростехнадзора
  11. Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.11.98 N 1371

Источник: http://zna4enie.ru/opredelenie/opasnyj-proizvodstvennyj-obekt-opredelenie.html

Требования безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов

Источник: http://uc-impulse.ru/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9/

Юрист онлайн