ФЗ 44 ст 93 п.4

Последние изменения статьи 93 ФЗ 44 о госзакупках

ФЗ 44 ст 93 п.4

Государственные закупки — это покупка товаров, услуг и работ, которые требуются муниципальным и государственным органам.

Государственные нужды — это обеспечение потребностей для исполнения обязательств путем финансирования субъектов из внебюджетных источников.

Помимо обеспечения стандартных нужд государственных и муниципальных органов, подобные средства вовлекаются для реализации межгосударственных целевых программ участниками, одним из которых является Российская Федерация.

статьи 93 ФЗ 44

Статья 93 Федерального закона 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описывает процесс закупки у единственного поставщика. Это может быть исполнитель или подрядчик.

Полный текст статьи 93 ФЗ 44 можно скачать по ссылке.

Последние изменения

Последние изменения в статью 93 текущего Федерального закона были внесены 29 июля 2017 года. В частности, был изменен 5 пункт 1 части.

В нем говорится о том, что определенные организации, целью которых является сохранение культурного наследия, могут приобретать товар, услугу или работу в сумме до 400 тысяч рублей.

Сюда относятся и организации для детей-сирот, а также детей, родители которых отказались от попечительства.

Согласно внесенным поправкам, годовой объем не должен превышать 50 процентов годового объема всех закупок заказчика, а также не должен превышать 20 миллионов рублей.

Статья 66 ФЗ 44 в последней редакции 2018 года по ссылке:

Общие положения части 1 ст 93

В части 1 статьи 93 ФЗ 44 описывается процесс закупки у единственного поставщика.

Подрядчик или исполнитель вправе обработать заказ в следующих ситуациях:

  • Закупку товара, работы или услуг осуществляет субъект естественной монополии;
  • Закупка осуществляется на основании указа или распоряжения Президента РФ. Указывается предмет контракта. В некоторых ситуациях указывается предельный объект сформированного договора. Дополнительно (при необходимости) прилагается документ со списком требований и обоснованием суммы контракта на основании текста статьи 22 настоящего ФЗ;
  • Выполняется работа в соответствии с мобилизационной подготовкой в РФ;
  • Закупку проводит муниципальный или государственный орган культуры, основной целью которого является сохранение и использование, а также популяризация объектов культурного наследия;
  • Закупка услуги или работы, которая должна быть выполнена исключительно государственным органов власти или унитарной организацией, полномочия которой подкрепляются законодательством Российской Федерации;
  • Подписание договоров на приобретение российского вооружения и дополнительной военной техники, если подобные товары не имеют российских аналогов и создаются одним производителем;
  • Оказываются услуги по водоотведению, газоснабжению и водоснабжению;
  • Изготовление продукта, выполнение конкретной работы, оказание услуг осуществляются организациями и предприятиями, которые относятся к уголовно-исполнительной системе;
  • Заключение договора, предметом которого является посещение концерта, кинотеатра, театра, музея, спортивного мероприятия или выставки;
  • Осуществляется закупка лекарств, которые требуются пациентам с определенными медицинскими результатами. Препараты могут закупаться по решению врачебной комиссии, если необходимые для жизни препараты отмечены в карточке пациента;
  • Заключается контракт с компанией, которая предоставляет энергоснабжение или составляется договор купли-продажи электрической энергии с последующей гарантией;
  • При аренде нежилого строения, здания, сооружения для обеспечения федеральных нужд, а также аренда жилых помещений, которые находятся на территории иностранного государства, заказчиками, которые осуществляют деятельность на территории иностранного государства;
  • В случае заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также при найме гида физическими лицами;
  • Заключается контракт с образовательными учреждениями или инновационными площадками региона, контрактов на поставки оборудования, программного обеспечения, которые требуются для внедрения научно-технических результатов, а также результатов интеллектуальной деятельности;
  • Заключение бюджетными организациями контракта, основным предметом которого является предоставление банковской гарантии.

Суть части 2 ст 93

В части 2 статьи 93 говорится о том, что закупщик должен известить о своем заказе за пять дней до его заключения. такого контракта должно быть основано на пунктах 1, 2, 4 статьи 44, а также пункта 8 данной статьи.

Если закупщик формирует заказ у единственного поставщика, извещать об этом не нужно, если это касается государственной тайны. В ином случае заказчик должен известить контролирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения договора.

Источник: https://lawlinks.ru/statya-93-fz-44/

Закупки у единственного поставщика и малые закупки по статье 93 Закона 44-ФЗ

ФЗ 44 ст 93 п.4

По статье 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ заказчики проводят закупки у единственного поставщика – малые закупки. Расскажем про виды закупок малого объема, как проводить, какие закупки у единственного поставщика надо обосновать, приведем пример обоснования.

Статья 93 Федерального закона от 05.04 2013 № 44-ФЗ посвящена закупкам у единственного поставщика, в том числе закупкам малого объема. Они проводятся в строго в установленных случаях. Перечень приведен в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Осуществляют такие закупки у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя по п. 4 и п. 5 ст 93 Закона 44-ФЗ. 

Малые закупки по п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Закупки малого объема по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ в 2018 году составляют до 100 000 руб. Проводят их в рамках определенного объема закупок у единственного поставщика:

  • 5 процентов совокупного годового объема закупок (СГОЗ), но не более 50 млн руб. в год. Этот вариант подходит учреждениям, СГОЗ у которых составляет более 40 млн руб.;
  • 2 млн руб. в год – если СГОЗ меньше 40 млн руб.

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) – все деньги заказчика, которые предусмотрены на приобретения в текущем году по бюджетной смете или плану финансово-хозяйственной деятельности ПФХД. Сюда входят любые покупки учреждения – по конкурентным процедурам и у единственного поставщика.

 Бюджетник предупреждает

Средства на закупки по контрактам, которые заключили до начала года, но оплачивать будете в текущем году, также входят в состав совокупного объема. Об этом сказано в п. 16 ст. 3 Закона 44-ФЗ. А вот деньги по видам расходов, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (например, зарплата по элементам группы 100), в состав совокупного годового объема не включайте.

Вариант расчета лимита заказчик выбирает самостоятельно. Он будет действовать как в текущей деятельности, так и в рамках гособоронзаказа, если заказчик проводит такие закупки. Считать отдельно лимит в рамках оборонного заказа не нужно. Так считает Минфин России в письме от 07.05.2015 № 02-02-08/26427.

Порядок расчета лимита можно изменить в течение года. Закон № 44-ФЗ этого не запрещает. Чтобы закрепить новый порядок, внесите изменения в план-график.

Вопрос–Ответ

Нужно ли включать в 5-процентный лимит малых закупок по 44-ФЗ по другим основаниям?

Нет, не нужно.

Заказчик проводит такие приобретения в строго в установленных случаях. Каждый случай в отдельности имеет свои особенности.

Заказчик рассчитывает общую сумму от их совокупного годового объема, поэтому данное ограничение относится только к закупкам по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Поэтому суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, в пятипроцентном лимите до 100 000 руб. не учитывайте.

Независимо от способа расчета лимита включите в него только те контракты, которые исполнены и оплачены в текущем году.

Смотрите как составить отчет об объеме закупок у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций в рекомендации Системы Госфинансы.

На кого не распространяются ограничения по закупкам

Для некоторых заказчиков Закон № 44-ФЗ устанавливает особенности. Органичений по лимиту закупок нет для:

  1. Муниципальных нужд сельских поселений. То есть администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения могут проводить закупки до 100 тыс. по 44-ФЗ без ограничений.
  2. Госорганов, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ.
  3. Заказчиков, которые ведут деятельность на территории иностранного государства.

Такие правила в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письме Минэкономразвития России от 29.01.2015 № ОГ-Д28-1629.

Порядок осуществления закупки у единственного поставщика

Заключить контракт при осуществлении закупки у единственного поставщика – удобный способ приобретения по Закону о контрактной системе. В этом случае заказчик заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые продают нужные товары, работы или услуги.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) занимает короткий срок, так как конкурентный выбор не проводят. Сроки осуществления – от одного до пяти дней, так как для заключения контракта нужно только разместить извещение. Во многих случаях даже извещение размещать не обязательно. Об этом читайте ниже.

Рассмотрим, как проводить малые закупки по 44-ФЗ и закупки у единственного поставщика по другим основаниям. Такие процедуры проходят два этапа: подготовка к закупке и заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика осуществляется через план-график в том же порядке, что и конкурентные закупки. Только для некоторых из закупок предусмотрен упрощенный вариант, их указывают общими суммами:

  • малые закупки по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений;
  • организация командировок;
  • услуги преподавателей и экскурсоводов (гидов);
  • сбор и обработка первичных статистических данных.

Когда план-график сформировали, выберите поставщика. Заказчик вправе осуществить закупку у любого единственного поставщика. Обычно контракт заключают с проверенными и известными контрагентами.

Либо с теми, у кого уже закупали аналогичные товары. После того как определитесь с поставщиком, направьте ему предложение заключить контракт письмом или устно.

В случае согласия поставщика, отправьте контракт на подписание.

Подробнее про план закупок и план-график читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях заказчик должен подготовить обоснование и определить:

  • невозможность или нецелесообразность конкурентной закупки;
  • цену;
  • другие существенные условия.

Необходимо обосновывать закупки у единственного поставщика, проведенные по пунктам 3, 6, 9-14, 15, 17-18, 22-23, 27, 30-32, 34-35, 37-41, 43, 46, 49 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Для обоснования заказчик готовит отчет, пример можно скачать ниже.

 Скачать образец обоснования закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя

В отчете укажите основание контракта – конкретный пункт ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Также пропишите причину, по которой закупку не смогли провести конкурентным способом, например:

  • срочность из-за определенных обстоятельств: затруднена ежедневная работа;
  • риск, что конкурентная процедура не состоится из-за того, что поставщики не хотят заключать контракт;
  • отсутствует возможность сэкономить деньги при конкурентном способе.

Отчет составьте в произвольной форме. Размещать в ЕИС его не нужно, это внутренний документ заказчика. Но при проверке сотрудники контролирующих ведомств могут его потребовать. Такие требования установлены в ч. 3 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика

Размещение закупки у единственного поставщика проходит через публикацию извещения об осуществлении процедуры. Извещение разместите в ЕИС в случаях, которые прописаны в Законе № 44-ФЗ по пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 ст. 93.

Размещение извещения проведите не позднее чем за пять дней до той даты, когда будете заключать контракт. В извещении укажите:

  • сведения о заказчике;
  • условия контракта: объект закупки, НМЦК, источник финансирования и др.;
  • ограничения для участников;
  • размер и порядок обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Обеспечение закупки у единственного поставщика

Заказчик в извещении и проекте контракта с единственным поставщиком устанавливает требование об обеспечении его исполнения. Заказчик обязан установить обеспечение, если закупка проводится по пунктам 1, 2, 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44, 45, 46, 47-48 (если контрактами по пп. 47-48 не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Если такое требование в контракте и извещении есть, поставщик направляет заказчику обеспечение до того, как заключили сделку. Только после этого заказчик подписывает документы.

Заключение контракта по закупкам с единственным поставщиком

В контракт с единственным поставщиком включите все существенные условия. Но иногда заказчик может не прописывать ответственность сторон, порядок и сроки оплаты. Такая возможность предусмотрена для малых закупок по 44-ФЗ, коммунальных услуг и ряда других.

Контракт заключают в любой форме, которая предусмотрена гражданским законодательством. Например, договор оказания услуг или договор купли-продажи. Кроме того, контракт вовсе можно не заключать.

Его письменная форма будет соблюдена при наличии документов, которые подтверждают факт оплаты товаров, работ или услуг, но только если в них указана цена.

При безналичной форме оплаты это счет на оплату или платежный документ, при наличной – товарный, кассовый чеки, квитанции, бланки строгой отчетности и т. д. Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. 

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3557-zakupki-u-edinstvennogo-postavshchika-i-malye-zakupki-po-state-93-zakona-44-fz

Ст 93 ФЗ 44 комментарии

ФЗ 44 ст 93 п.4

Государственные закупки — это покупка товаров, услуг и работ, которые требуются муниципальным и государственным органам.

Государственные нужды — это обеспечение потребностей для исполнения обязательств путем финансирования субъектов из внебюджетных источников.

Помимо обеспечения стандартных нужд государственных и муниципальных органов, подобные средства вовлекаются для реализации межгосударственных целевых программ участниками, одним из которых является Российская Федерация.

Одновременное использование п

Сейчас объясню почему. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не содержит запрещающих норм одновременного применения п.4 и п.

5, но к сожалению, и не содержит упоминаний или разъяснений норм разрешающих, отсюда и возникают постоянные споры.

Изучив просторы Интернета специалистами ООО «СО «ОСТРОВ 44» была найдена запись выступления директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ Чемерисова М.

Новости госзакупок

В дополнение к данному видео предлагаем Вашему вниманию письмо Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 22.07.2014 № Д28и-1377 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№44-ФЗ» в ответ на запрос Главного управления Челябинской области (документ прикреплен к настоящей статье ниже).

На основании представленных выше материалов и документов можно сделать вывод: что Заказчик имеет право одновременно применять в своей закупочной деятельности пункты 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ одновременно .

В таких правовых актах указываются предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 настоящего Федерального закона; 6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации; 7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники.

Я бюджетное казённое учреждение (медицинское).

Мне дали в оперативное управление помещение в «убитом» состоянии. Нужно делать ремонт. Там «все прелести» — И кровля, и стены, и перегородки. Объём — огромный. Могу ли я по этому пункту делать закупку у единственного поставщика?

И, разумеется, на сумму, более 100 тыс.

КААААККК понять вот это бред. «. если услуги оказываются другому лицу и лицам, пользующимся нежилым помещением, находящимся в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование»«».

Консалтинговые услуги по сопровождению государственных, муниципальных и коммерческих закупок, аккредитация на электронных площадках, получение электронной подписи, сопровождение конкурсов, аукционов и котировок (Госзакупки под ключ 44-ФЗ, 223-ФЗ), ПО «Реестр закупок» ООО ТриТон, город Анапа

Рассмотрим последовательность действий контрактного управляющего или работника контрактной службы по осуществлению закупки работ или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании пункта 6 статьи 93 Закона о контрактной системе.

2) Заказчик должен принять решение об осуществлении закупки оформленное приказом или распоряжением не ранее 10 дней с момента включения закупки в План-График.

Письмо Минэкономразвития России по вопросу осуществления закупок в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ

В соответствии с указанным пунктом заказчики вправе осуществлять без проведения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки, необходимые для ликвидации последствий аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в неотложной форме. Обращаем внимание, что Закон № 44-ФЗ содержит ряд ограничений для применения данной нормы.

Об осуществлении закупки у единственного поставщика по п

При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не может превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.

Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Источник: http://myeconomist.ru/statja-93-44-fz-s-kommentarijami-19287/

Мы вам перезвоним

Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона Статья 69. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе Статья 70.
Заключение контракта по результатам электронного аукциона Статья 71.

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся § 3.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок Статья 72. Проведение запроса котировок Статья 73. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок Статья 74.

Порядок проведения запроса котировок Статья 75.

Заключение контракта с единственным поставщиком — разъяснения ст 93 44 фз

Ч.1 ст.93 44-ФЗ с единственным поставщиком является ли муниципальным контрактом? 12 Мая 2016, 16:44, вопрос №1249424 1 ответ

  • Можно ли все закупки осуществлять по п.4 и п.5 ст.93 44 ФЗ с бюджетом менее 2 млн.рублей? 24 Сентября 2015, 11:20, вопрос №985472 3 ответа
  • Закупка по п.23 ч.1 ст.93 44-ФЗ 13 Марта 2017, 13:43, вопрос №1569288 7 ответов
  • Годовой объем закупок 5000000 рублей, на какую сумму можно провести закупки по п.4 ст 93 и по п.5 ст 93 44-ФЗ? 01 Марта 2017, 15:35, вопрос №1556752 11 ответов
  • Можно ли произвести закупку ПО, происходящего из иностранного государства по п. 4 ст.93 44-ФЗ? 08 Июня 2016, 14:02, вопрос №1278648 1 ответ

Смотрите также

  • Договор на на выполнение работ для муниципальных нужд 1 ответ
  • Изменение в контракте 2 ответа
  • Работа по 44-ФЗ (госзакупки, закупки до 100, 0 т. Р.

Источник: http://leks74.ru/statya-93-44-fz-s-kommentariyami/

Источник: http://uc-impulse.ru/%D1%81%D1%82-93-%D1%84%D0%B7-44-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8/

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать

ФЗ 44 ст 93 п.4

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов. 

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). 

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей.

Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000  рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст.

93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты: 

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям,  заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона.

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости.  Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок.

Уведомление о такой закупке направляется  в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. 

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ. 
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка. 
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено. 
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в  ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Источник: https://school.kontur.ru/publications/51

Юрист онлайн